15. А. Дерену.

(Начало 1916 г.) понедельник

Дорогой Дерен,
Ваше письмо доставило нам большое удовольствие, я очень запоздал с ответом, потому что весь январь мы все, кроме Маргерит1, грипповали, и довольно тяжело. Нас было трое лежачих больных, у меня был грипп с насморком и воспалением уха, чуть-чуть не начался синусит. Болела только голова, но как! Из-за воспаления уха у меня были пренеприятные головокружения... Короче говоря, было чему огорчаться; как видите, и в тылу не все весело. Да еще наше чудное ремесло художника — оно прекрасно только в мечтах. Отсутствие известий о семье2, тоска вечного ожидания и сознание, что от нас всегда что-то скрывают, — такова жизнь штатского во время войны.

Недавно я видел Камуэна3, он перешел во взвод маскировки. Он мне написал, что, поработав две недели красками, он теперь занимается необычайно утомительным делом: он работает в Шампани, по утрам он разгружает тюки с полотнами, а затем две ночи подряд раскладывает эти изделия между французскими и немецкими линиями и подвергается при этом большему риску, чем в окопах. Но так получилось не у всех, некоторые художники даже не покидали парижских мастерских, например Лапрад4. Камуэн видел на нем нашивки сержанта; среди прочих пачкунов он выглядел главнокомандующим. Надо сказать, что начальники у Камуэна — Гиран де Севола и Абель Трюше5, для них Камуэн основной противник Не хотел бы я попасть в их руки. Галанису повезло больше6. Он по-прежнему в Монтаржи, библиотекарем и все роется в книгах. Он прочел «Науку и гипотезу» Анри Пуанкаре7 и нашел в ней объяснение происхождения кубизма (!!!). <...> Вы ее читали? Там есть мысли головокружительной смелости, например в конце книги гипотеза о разрушении материи. Без разрушения и восстановления материи движение невозможно. Правда, Пуанкаре говорит, что эта гипотеза Ланжевена8 еще не полностью доказана. Я пошлю Вам книгу, если Вы не читали ее. Моя жена сейчас в Коллиуре, где она укладывает вещи. Мы переезжаем оттуда.

... Я продал Розенбергу свою копию Давида де Хеема9. Мадам Дерен приходила к нам в гости в тот день, когда я отсылал картину, и я даже не мог сказать ей, кто покупатель, потому что он просил не называть его.

Я видел у Розенберга новую картину Пикассо «Арлекин»10, написанную в новой манере, без коллажа, только живописными средствами. Вы его видели?

Через несколько дней откроется Триеннале. Жаль, что у меня нет проспектов. Они бы Вас позабавили. Извините меня за это письмо — абракадабру. Я писал все подряд, что приходило в голову.

Сердечно жму руку А. Матисс


1 Маргерит — дочь А. Матисса.
2 Речь идет о родителях художника, живших в Боэн-ан-Вермандуа.
3 Ш. Камуэн — см. примеч. о нем к переписке Матисса с Камуэном. Известно, что А. Матисс пытался записаться добровольцем в армию, но по состоянию здоровья ему отказали в этом.
4 Лапрад, Пьер (1875 — 1931), французский живописец, гравер, иллюстратор.
5 Севола, Гиран де (Люсьен-Виктор, 1871 — 1950) и Трюше, Абель (1857 — 1918), французские художники академического направления.
6 Галанис, Деметриус-Эммануэл (1882 — 1966), грек по происхождению. Родился в Афинах. В 1900 г. приехал в Париж, занимался в мастерской Кормона. В 1904 г. выставлялся в Салоне Общества Национальных художников, Осеннем Салоне, Салоне Юмористов. В 1912 г.— в Салоне Независимых. Принимал участие в работе журнала «Assiette au Beurre», где сотрудничал и Стейнлен.
7 Пуанкаре, Анри (1854 — 1912), знаменитый французский математик. Его книга «Наука и гипотеза» («La science et l'hypothese») вышла в Париже в 1902 г.; на русский язык переведена в 1904 г.
8 Ланжевен, Поль (1872 — 1946), известный физик.
9 ...копии Давида де Хеема — речь идет о копии А. Матисса с картины Давида де Хеема «Десерт». Матисс исполнил эту копию в 1893 г., в настоящее время она находится в Музее Матисса в Ницце.
10 Матисс подчеркивает, что картина Пикассо «Арлекин» без наклеек, так как в ряд картин, сделанных раньше («Музыкальные инструменты», «Книги», обе — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), были введены наклейки и т.п.

Вернуться к списку писем по адресатам

Вернуться к списку писем по датам


Танец (первая версия). 1909. Холст, масло. Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.

Севильский натюрморт. 1911. Холст, масло. Эрмитаж.

Девушка с тюльпанами (портрет Джин Вадерин). 1910. Холст, масло. Эрмитаж.



 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.