159. А. Рувейру.

25 декабря 1947 г.

Благодарю тебя за откровенное мнение о «Джазе». Я совершенно с тобой согласен. Несмотря на весь труд, положенный на него, я никогда не мог и теперь не могу с ним примириться. «Джаз» — полнейшая неудача. Почему-то эти вырезки, когда я их делаю или Когда я их вижу на стене, мне приятны и не имеют характера головоломки, который есть в «Джазе».

Я думаю, их портит воспроизведение, оно лишает их чувства, без которого все, что я делаю, — ничто. Перед выставкой1 я сказал Териаду, что у меня нет контакта с этой работой. И вот небывалый успех: говорят, что книга является вехой и т. д <...> Что сказать, чтобы не разочаровывать тех, кто заинтересован в этом деле? Заметь, что я вовсе не усомнился в методе, каждый день я составляю новые сочетания цветов из вырезанной бумаги. Но я знаю, что эти вещи должны остаться такими, как они есть, — оригиналами, просто гуашами. После возвращения из Парижа я переживаю что-то вроде кризиса сознания, и в моей работе может произойти большой переворот. Чтобы полностью и до конца выразить себя, мне надо отбросить всякое принуждение, всякие теории, поставить себя вне настоящего момента, этого разделения искусства на фигуративное и нефигуративное. Мне все равно, что делают другие, но надо определить свою позицию...


1 Книга «Джаз» была выставлена в книжном магазине Пьера Береса в Париже (примеч. дано по книге: Ecrits... Р. 240).

Вернуться к списку писем по адресатам

Вернуться к списку писем по датам


балконная дверь в коллиуре 1914

интерьер с тазом

Ваза с апельсинами. 1916.



 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.