161. Териаду.

[1947 г.]

Териад,
Вы хотите получить от меня длинное письмо, которое Вы могли бы опубликовать. Разве Вы не знаете, что живописец, если он действительно занимается своим ремеслом, не может быть писателем? И что самые оригинальные мысли, которые он мог бы записать, могут быть восприняты окружающими только в том случае, если он подтвердил их линиями или красками? И что попытка их изложить в письменном виде выльется в общие места и вызовет только жалость к живописцу у тех, кто уважает его как художника? Мне неинтересно читать «Дневник» Делакруа. Его рецепты составления цвета и даже его размышления об искусстве годны только для него самого; это одежда, скроенная по мерке его мысли. Дневник художника может вызвать интерес лишь у дилетантов с поверхностным отношением к вещам: фраза, написанная художником, вызывает у них неясные, расплывчатые мечты.

Письма Ван Гога ничего не прибавляют к его картинам, они любопытны, и ничего больше. То же можно сказать о письмах Гогена. Что касается книги Фромантена, то он вложил в нее то, что он не мог вложить в свои картины1.

Наследие Сера, его мысли и теория изложены не им, а его соратником2, и эта теория интересна, но очень уж ограниченна. Вот сейчас, глядя на гору Бау (в Вансе) и видя, как она вырисовывается на небе своими освещенными и теневыми частями, отмечая контрасты тонов (по Синьяку, на основании теории Сера. — Е.Г.) и соответственно светлые и темные тона неба, я думал, что Сера писал не только эти контрасты, и, если бы в его живописи не было более важных вещей, она не многого бы стоила. Удивляешься, видя, что в его картинах цвет, положенный с точнейшим соблюдением теории, так изменился: оранжевый кадмий принял со временем цвет охры и даже чего-то более тусклого; но из-за этого его картины не потеряли своей ценности. «Ядро ореха можно разбить, но вкус его останется тем же». И Вы хотите, чтобы я писал? Нет, я пишу Вам, чтобы сказать, что я ничего не напишу.


1 Имеется в виду книга Э. Фромантена «Старые мастера», изданная в 1876 г.
2 Имеется в виду книга П. Синьяка «От Делакруа к неоимпрессионизму», появившаяся в 1899 г. (см.: Signac P. D'Eugene Delacroix au neo-impressionnisme // La Revue Blanche. Paris, 1899. Juin).

Вернуться к списку писем по адресатам

Вернуться к списку писем по датам


Роскошь, покой и наслаждение. 1904. Холст, масло. Национальный музей современного искусства, центр Жоржа Помпиду, Париж, Франция

Ваза с подсолнухами. 1898. Холст, масло. Эрмитаж.

pic15Женщина у окна. 1905. Холст, масло. Галереи Аквавелла, Нью-Йорк, США



 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.