212. Матисс - Камуэну

[Адресовано в Марсель]
[Париж, ноябрь 1913 г.]

Дорогой Камуэн, Наверное, с тех пор, как ты мне писал, погода в Марселе наладилась, и ты уже не питаешь отвращения к жизни и не хочешь вернуться в Париж — в это время года это равносильно самоубийству. Только сегодня показалось солнце — мы его давно уже не видели. Всю прошлую неделю небо было серым и тяжелым, и действительно можно было почувствовать отвращение к жизни. Я не работал уже больше двух недель, и, чтобы не впасть в тоску, вчера, в воскресенье, я принялся за работу. Я нанял модель и пишу ее обнаженной. Сегодня утром второй сеанс и — начало сомнений.

Я думаю, что напишу эту вещь быстро: во-первых, я жду свою мать, я должен проводить ее в Ментон. Так что ты меня скоро увидишь. Во-вторых, я не хочу оставаться на зиму в Париже, как предполагал раньше.

Ты, наверное, удивился бы, если бы знал, что я собирался провести несколько месяцев в Париже и снял мастерскую на Монпарнасе. Я считал, что мне надо сейчас поработать очень сосредоточенно, что поездка, перемена климата и возбуждение от вида новых вещей, которые затрагивают нас своей живописной стороной, рассеивали бы меня и что сейчас мне достаточно парижских впечатлений. Но пасмурное небо заставило меня изменить мое решение, а короткая поездка, которая мне предстоит, наверное, подогреет мое желание уехать из Парижа. Извини, что так подробно описываю свои дела.

Я видел Осенний Салон и не нашел там ничего особенно нового. Кубисты повешены все врозь, так что они не очень заметны. Самая большая картина, в ней по крайней мере 15 метров, — это работа швейцарского художника Ходлера 1. Ты мог видеть ее воспроизведения в журналах. Она очень сильная по композиции и яростному цвету, но, по существу, она холодная. Я видел твои полотна, они показались мне интересными, только, по-моему, ты их не закончил так, как тебе хотелось2.

Марке ничего не выставил. У Мангена большая экспозиция: мадам под разными соусами3. У Лебаска4 — приятные и тщательно сделанные работы. Картина Валлотона5 не то чтобы сладострастная, но в ней есть известная острота, которая может не нравиться и которая мне тоже не нравится, но не оставляет равнодушным. Он, вероятно, хотел показать вечное притяжение и вечную борьбу мужчины и женщины. У Фриеза — женщина в гамаке, с угловатыми и преувеличенными формами6. Воксель догадался, что художник интересуется объемами. Он очень сообразителен!

Ван Донген упрочил свою известность скандальчиком, его еще раздула стыдливость Девальера. Ты, наверное, в курсе. Обнаженная женщина раскрывает свою шаль, чтобы показать все свои прелести7. Я считаю эту картину свинством по ее смыслу. Но разве мы уже не видали подобных вещей? Ван Донген в интервью для «Matin» сказал, что его вина в том, что он пишет правдиво. К счастью, у каждого своя правда. Жирьё8 стал почти совсем классиком, — может быть, ты знаешь его картину? Она очень плоха, хорошо, что великие мастера ее не могут увидеть. Не находишь ли ты, что я стал злоязычным?

Дело в том, что живопись — очень обманчивая вещь. Случилось, что моя картина (портрет жены) имеет известный успех у передовых художников9. Но меня он не удовлетворяет, он только начало трудного пути. Кончая письмо, советую тебе быть терпеливым, а когда тебе станет тоскливо, думай о скуке парижской зимы. Жена тебе кланяется, а я от всего сердца жму тебе руку.


1 Ходлер, Фердинанд (1853—1918), был хорошо известен во Франции. Он приехал в Париж в 1891 г. и имел успех в Салоне на Марсовом поле. В 1892 г. выставлялся в Салоне «Роза и Крест». По-видимому, в 1913 г. в Осеннем Салоне он выставил картину «Единодушие» (1913), заказанную ему муниципалитетом Ганновера.
2 Камуэн выставил в Салоне картины «Паруса» (№302— 303) и два вида порта Кассиса (№304—305). Видимо, эти картины имеет в виду А. Матисс.
3 Манген, Анри Шарль (1874—1949), как и Матисс, был учеником Г. Моро. Выставлялся вместе с фовистами. Критические нотки, заметные в этой фразе А.Матисса, понятны, так как в картинах Мангена появляется налет салонности. Манген часто работал в Сен-Тропезе. Он показал на выставке картины «Две купающиеся», «Водоем», «Кассис-сюр-мер», «Год в Кассисе», «Скамья» (№ 1421—1425).
4 Анри Лебаск выставил картины: «Терраса», «Цветы», «Чтение», «Молодая девушка с розоватым зонтиком», «Янтарное ожерелье» (№ 1224—1228).
5 Валлотон, Феликс (1865—1925), швейцарский художник, работал во Франции. Был связан с группой «Наби», с 1906 по 1925 г. выставлялся в Осеннем Салоне. В этом Салоне показал картину «Мужчина и женщина» (№ 2025).
6 Речь идет о картине «Гамак» («Лень») 1912 г. Оттона Фриеза (1879—1949), примыкавшего одно время к фовизму. Картина была выставлена в Салоне под № 716.
7 Речь идет о картине Ван Донгена «Испанская шаль» 1913 г., которую в конце концов полиция изъяла с выставки при участии Жоржа Девальера, секретаря Салона. Позировала для картины жена Ван Донгена. Ныне картина находится у дочери художника, Долли Ван Донген.
8 Жирьё, Пьер (1875—1940), художник, как и Камуэн, мар-селец; некоторое время был близок к кругу П. Гогена, М. Дени, П.Серюзье и других. Работая летом 1892 г. в Кассисе, он познакомился с Матиссом, Дереном, Браком и Фриезом. После путешествия в Италию (1905, 1906, 1907 гг.) он освобождается от влияния П. Гогена, увлекается старыми мастерами. Пишет композиции подражательного характера. В данном случае речь идет, видимо, о картине «Туалет Венеры».
9 По-видимому, речь идет о портрете жены художника, выставленном в Осеннем Салоне 1913 г. (№1469).

Вернуться к списку писем по адресатам

Вернуться к списку писем по датам


Икар (Анри Матисс)

pic39Гармония в красных тонах. 1908. Холст, масло. Эрмитаж.

Посуда и фрукты на красно-черном ковре. 1906. Холст, масло. Эрмитаж.



 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.