213. Камуэн - Матиссу.

Мартиг [Конец ноября 1913 г.
На бланке Гран-кафе дю Коммерс, Марсель]

Дорогой Матисс, Я сейчас проездом в Марселе. Вчера я уехал из Кассиса и завтра устроюсь в Мартиге, где я буду избавлен от компании немецких художников, наводнивших эти места.

А в Мартиге будут только местные художники, отличающиеся тем, что бесконечно долго и все вместе пишут один и тот же мотив. За пределами одного уголка, покрытого оскребками краски, как обычно стены мастерской, можно быть уверенным, что их нигде не будет. Эти последние дни работы (в Кассисе) и мои приготовления (к отъезду) помешали мне сразу ответить на твою открытку — она доставила мне большое удовольствие, хотя я не совсем понял, почему в ней поставлены вопросы о кривых линиях и о любви. Ты знаешь, что я выхожу из этого состояния или уже вышел из него. Я знаю, что Манген приписывает мне какие-то таинственные похождения, но он известный шутник.

Мы с ним виделись перед моим отъездом, и оба жалели, что не виделись в свое время чаще, чтобы поговорить о живописи, о делах... и о приятелях: папаше Матиссе, папаше Марке, папаше Рембрандте.

Манген — враг работ, которые могут показаться или действительно «легко сделаны» зеленым, розовым, голубым цветом. Он считает такую работу обходом трудностей, несостоятельностью. Я узнал в этом эстетическую теорию Дрюэ. Мысли Мангена, вероятно, искренни и поэтому достойны уважения, но боюсь, он немного увлекается словами и внешним эффектом, но, во всяком случае, он работает, делает массу портретов мадам на огромных полотнах. Мне же не приходится корить себя: мало того, что я послал кое-что в Германию, я сделал штук двадцать полотен, более проработанных, чем танжерские, но боюсь, все-таки хуже их. Может быть, я буду писать свободнее в Мартиге, куда я направляюсь, преисполненный добрых намерений, но не рассчитывая, что сумею написать что-нибудь большее, чем просто дом, небо и лодку.

Манген сказал мне, что ты недавно был в Марселе проездом на Корсику. Если это правда, то ты поступил с нами невежливо. Собираешься ли ты теперь остаться в Париже? Какие у тебя проекты? Если можешь, сообщи мне в двух словах, над чем ты работаешь. Передай привет жене и всем твоим, и тебе дружеский привет от твоего старого Камуэна.

Отель Шаба в Мартиге, или Мартиг, до востребования. Последний адрес тебе легче запомнить, и, хотя я знаю, как ты не любишь писать, все же я жду от тебя открытки.

Вернуться к списку писем по адресатам

Вернуться к списку писем по датам


Интерьер, Ницца. 1919.

Роскошь I. 1907. Холст, масло. Национальный музей современного искусства, центр Жоржа Помпиду, Париж, Франция.

1



 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.