216. Матисс - Камуэну

Исси-ле-Мулино, ул. Кламар, 92, телефон 56
Понедельник, 22 ноября 1915 г.

Дорогой Камуэн,
Как твои дела? Очень часто я вспоминаю, вернее, мы вспоминаем тебя, и я ругаю себя, что не пишу тебе; я решаю написать на другой день, опять-таки ругая себя, что не пишу тут же. Должен сказать, что я болен уже больше двух недель, и я даже стал беспокоиться. У меня был бронхит, я лежал в постели 8 дней; я еще не выхожу и не совсем поправился; как только будет можно, я поеду на 2 недели в Марсель отдохнуть. Я немного работаю, но быстро устаю.

Моя картина с Д. де Хеема закончена... и продана в Париже (я еще не должен говорить имя ценителя)1. Она сейчас стоит у меня на камине перед зеркалом и производит очень хорошее впечатление. Я начал другой холст такого же размера, это воспоминание о Марокко, терраса маленькой кофейни вечером с шестью бездельниками, они лежат и беседуют. Внизу виден маленький белый марабу. Этот плохой набросок тебе ничего не объяснит. Мешок обозначает марокканца, лежащего на боку на своем бурнусе, два крючка — это его ноги2. Я сейчас устал; у меня нет энергии, но я думаю, скоро дело наладится.

Я не видел Марке уже больше двух недель и все думал, что смогу поехать в Париж на несколько дней, но мне пришлось сидеть в Исси; от малейшего ветерка я начинаю кашлять. Я полагаю, он приедет завтра с папашей Люсом позавтракать у меня, я все еще не теряю надежды уговорить Марке поехать со мной в Марсель.

Мы ничего не знаем о Пюи. В своем последнем письме — а я получил его три недели тому назад — он писал, что находится в Шампани и что пережил газовую атаку. Я знаю, что с тех пор в его секторе не прекращались бои; что с ним?

Вчера ко мне приходила мадам С. (Гертруда Стайн). Она очень авторитетно разобрала мою картину, разнесла ее в пух и прах. Я следил как можно внимательнее за ее рассуждениями, но, когда она ушла, я увидел, что на самом деле картина очень хороша, и теперь вижу только ее достоинства.

Еще небольшая новость: мадам Буйар, сестра Пуаре, бывшая портниха с улицы Пантьевр, дела которой там пришли в упадок, собрала в своем особняке множество картин, одолженных ей со всех сторон, и собирается заняться их продажей. Кричевский3 дал ей одну мою картину и одну Марке. Она приходила попросить у меня рисунок. Она неглупая женщина, хотя, может быть, не очень основательная.

Моя жена все вяжет для солдат. Маргерит и ее брат рисуют. Напиши нам несколько слов как можно скорее, мы беспокоимся.

Жму тебе руку А. Матисс


1 По мнению Д. Жироди, речь идет о новом варианте картины «Стол с десертом» 1915 г. (Чикаго, коллекция мсье и мадам Сэмюэль А. Марке). В письме к Дерену того же года Матисс пишет, что продал свою копию с Д. де Хеема Розен-бергу (см.: Giraudy. Р. 18. Note 85, 86). По мнению Л. Н. Делекторской, Матисс продал упомянутую копию Леонсу Ро-зенбергу, а не Полю Розенбергу.
2 Имеется в виду композиция «Марокканцы» (1,78 х 2,81 м. Нью-Йорк, Музей современного искусства).
3 Возможно, речь идет об украинском художнике Ф. Кричевском, ученике К. Савицкого, а позднее — А. Архипова и В. Серова. По окончании Петербургской академии художеств Ф.Кричевский ок. 1910—1911 гг. путешествовал по Европе в качестве пенсионера Академии; известно, что он был в эти годы и в Париже (см.: Членова Л. Федор Кричевский. М., 1969).

Вернуться к списку писем по адресатам

Вернуться к списку писем по датам


Алжирка. 1909. Холст, масло. Национальный музей современного искусства, центр Жоржа Помпиду, Париж, Франция.

Танжер

обложка книги А.Матисса



 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.