222. Матисс - Камуэну.

[Адресовано: группа А, сектор 181. Ницца, набережная дю Миди, 105]
10 апреля 1918 г.

Дорогой Камуэн, Уже несколько раз я писал тебе на сектор 61. Это один из твоих прежних секторов, но все же ты, наверное, не получил моих писем. Когда ты должен был приехать в Марсель, я тебе даже телеграфировал, что я в Ницце1. Дорогой друг, я знаю, что у тебя много неприятностей, вернее, что они все продолжаются.
Марке приезжал и провел со мной неделю, прежде чем вернуться в Париж.

Я ошибся, это Маргерит рассказала мне о твоих огорчениях по поводу твоей матери. Твои сыновние чувства примерны. Но, старина, не надо стремиться к невозможному. Я надеюсь, что ты смог устроить все согласно своим желаниям и возможностям. Все же я не понимаю, почему ты не потребуешь от брата, чтобы он тоже исполнял свой долг.

Марке приезжал и провел со мной 8 дней перед своей поездкой в Париж. Это было недели три тому назад, но большая пушка и готы заставили его удрать с набережной Сен-Мишель в Марсель вместе с Жу по прозванию Пепито, которым Марке будет руководить в посещении веселых домов (не таких уж веселых, по правде сказать, и всегда одинаковых). Он написал мне, спрашивая твой адрес, чтобы ответить на полученное от тебя письмо. Я не смог ему дать адрес, я сам только сейчас нашел его, разбирая твои письма. Он приглашал меня приехать к ним. Я охотно это сделал бы не для попоек, а чтобы поработать в Старом Порту. Здесь меня удерживают пейзажи перевала Вильфранш над вокзалом Рикье около туннеля, и я не уеду, пока не сделаю чего-нибудь стоящего.

У нас уже целую неделю идет дождь и бушует море. Расцвели деревья; они не будут ждать, пока пройдет дождь и я смогу их написать — как только выглянет солнце, цветы опадут. Пока я пишу цветы в мастерской, я снял на 3 месяца помещение на набережной дю Миди. Я работаю также в Школе декоративных искусств, где директором Одра2, бывший ученик Моро.

Я рисую вечером модель и также «Лоренцо Медичи» Микеланджело. Я хочу проникнуться сложной и ясной концепцией построения Микеланджело.

На твое письмо, где ты предлагал мне выставляться в Новом обществе, я ответил по адресу сектора 61. Я написал тебе, что у меня ничего нет из работ, чтобы принять звание почетного президента. Варокье3 сделал мне такое же предложение, и я ему ответил: «Мне не так легко делать картины рядового участника, как же я смогу делать картины почетного председателя?»

Я работаю очень много, целый день и с увлечением. Я чувствую, что только в работе и есть что-то хорошее и нужное. Я не могу заниматься политикой, как, увы, почти все, и должен возместить [этот пробел] крепкими и полными чувства полотнами. Наше ремесло — каторжное, в нем нет достоверности, и оно не дарит мирный сон. Чтобы успокоить совесть, надо целый день трудиться до изнеможения.

Мои дети, Маргерит и Пьер, со мной. Это очень приятно, но все же я лучше работаю, когда я один. Что ты скажешь о событиях? Как и когда все это кончится? Ты, уж наверное, сыт по горло. Здесь я слушаю сводки, они не всегда такие, как хотелось бы.

Пиши мне о себе, дорогой друг, я буду отвечать без задержки. Я надеюсь, ты не на опасном участке и наконец нашел теплое местечко. Жму тебе обе руки.

Преданный А. Матисс


1Проведя в Ницце зиму 1916/1917 г., с 1918 г. Матисс поселился там на долгие годы. Сначала он жил в отеле «Бориваж», затем в отеле «Средиземноморье», позднее на площади Шарля Феликса, где сначала арендовал часть квартиры, а потом снял весь верхний этаж дома.
2 Поль Одра был директором Национальной школы декоративного искусства в Марселе.
3 Варокье, Анри де (1881—1970), парижский живописец (пейзажист и скульптор), участвовал в оформлении дворца Шайо в Париже.

Вернуться к списку писем по адресатам

Вернуться к списку писем по датам


интерьер с тазом

Портрет Делекторской. 1947. Холст, масло. Эрмитаж.

Девушка в зелёном с гвоздикой (Анри Матисс)



 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.