231. Камуэн - Матиссу.

Париж, 18 авеню Жюно, 2
Среда, 17 апреля 1935 г.

Дорогой Матисс
Алло! Алло! Говорит папаша Камуэн, он сообщает тебе небывалую вещь, происшествие, которое уже больше не случается в Париже: ко мне приходил коллекционер! Это мсье Жорж Граммон1, любитель современной живописи, еще не умерших художников и живого искусства. Раньше он собирал посредственные произведения, потом дошел до хороших художников и теперь хочет познакомиться. Он поедет в Ниццу, чтобы побывать у тебя в понедельник или вторник после Пасхи. Фриез навязал ему кучу своих полотен, потом Граммон дошел до Марке и купил у него в прошлом году больше чем на 100 ООО франков. У меня он купил два холста размером 25 за 5000 франков за оба (они компенсируют друг друга), может быть, он просто хотел сделать мне приятное, потому что он очень любезен...

Так вот, если он хотел доставить мне удовольствие, он достиг своей цели, и он сам вознагражден за это; он повесил мою работу в своей комнате около кровати; он почти спит со мной, и это обошлось ему недорого, как видишь. В этом году он купил очень качественную раннюю работу Боннара и две картины Вюйара2, нежные, интимные интерьеры. Я это рассказываю (хотя тебя это мало касается), чтобы обрисовать этого любителя; я добавлю, что, как истинный уроженец Лиона, он отнюдь не увлекающийся человек и обычно принимает решения, только подумав.

Я пользуюсь случаем, что пишу тебе, чтобы спросить у тебя об одной вещи, о которой я думал несколько раз, но не хотел писать из-за такого пустяка: когда ты приезжал (в прошлый раз), ты говорил о каком-то успокоительном лекарстве, я хотел бы знать, что это? Собственно говоря, это не для меня, а для жены, она часто бывает в очень нервном состоянии, и, поскольку я тут же испытываю его последствия, косвенным образом лекарство принесет пользу и мне. У жены только что был грипп, он передался дочке, а та до сих пор ничем не болела; все это соединилось... и в результате — исключительно нервное состояние, хорошо, что грипп уже проходит. А я каждое утро удираю в окрестный лес, где я был бы совершенно счастлив, если бы не отвратительная погода этой недели. Не будь ливней, весна была бы прекрасна.

Надеюсь, что ты в добром здоровье, как и твоя жена и вся семья. Поклонись им от меня, и дружеский привет тебе от твоего старого

Ш. Камуэна

Знаешь ли ты, что Марке находится в Рабате? Я вчера написал ему, чтобы сообщить, что выставка в Пти Пале, на которую он тебя приглашал, не состоится из-за выставки итальянского искусства. Очевидно, будет занято все помещение, даже тот маленький уголок, который предназначался нам.


1 Граммон, Жорж (1898—1956), основатель проволочного завода в Изере. В 1918 г. приобщился к искусству и стал покупать произведения искусства. Камуэн встретился с Граммоном в Сен-Тропезе при посредничестве дочери Ш. Вильдрака. В 1930 г. Граммон покупает произведения Марке, Фриеза и других художников. За полгода до смерти он передает сто картин из своей коллекции в Музей Аннонсиад в Сен-Тропезе, открывшийся 10 июля 1955 г. Среди переданных картин находились четыре полотна А. Матисса: «Женщина у окна» (1920), «Цыганка» (1908), «Мадемуазель Матисс, мадемуазель Дарикар» (1920), «Корсиканский пейзаж» (1898), а также четыре картины Ш. Камуэна. Дочь Камуэна, Анн-Мари Камуэн, впоследствии вышла замуж за племянника Ж. Граммона — Пьера Граммона (см.: Giraudy. Р. 23. Note 122).
2 По мнению Д.Жироди, речь идет о картинах Э. Вюйара «Суп» (1901) и «Две женщины у лампы» (1892) (см.: Giraudy. Р. 23. Note 123).

Вернуться к списку писем по адресатам

Вернуться к списку писем по датам


pic21Море в Коллиуре. 1906. Холст, масло. Фонд Барнса, Линкольнский университет, Мерион, Пенсильвания, США.jpg

Окно. 1905. Холст, масло. Частная коллекция.

Голубой горшок и лимон. c. 1897. Холст, масло. Эрмитаж.



 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.