239. Камуэн - Матиссу.

[Сен-Тропез] Вторник, 17 июня 1941 г.
На полях рукой Камуэна приписка: получен ответ 27 июня

Дорогой Матисс,
Я очень запоздал с ответом на твои письма из Лиона, они доставили мне живейшее удовольствие. Я знал о тебе от Жана Пюи, он мне рассказывал, как он был рад увидеть тебя впервые за столько лет. Он говорил также о своей росписи, о поправках, которые ему пришлось сделать, и, в конце концов, о своем удовлетворении и желании получить еще подобный заказ. Эта работа его утомила, что вполне понятно, и ему захотелось пописать с натуры; теперь он опять хотел бы вернуться к декоративной композиции, и ему представляется, что она больше соответствует его средствам выражения.

Смог ли ты сходить посмотреть его работу и что ты о ней думаешь? Я мог судить о ней только по небольшим фотографиям, но я достаточно знаю Пюи, чтобы быть уверенным, что этот жанр дает ему возможность показать силу своего воображения, в то время как работа с натуры сковывает его.

У меня был период упорной работы. Довольно утомительно бродить с утра до вечера по полям с рюкзаком за спиной, но мне кажется, что только теперь я начал понимать пейзаж и открывать в нем вещи, которые я не видел раньше за эти годы, что я живу здесь. От усталости я не мог приняться за письмо, но вот два дня марево от жары застилает горизонт, и меня охватила лень. Я собираюсь поехать в Ниццу, во-первых, чтобы увидеться с тобой, во-вторых, чтобы получить заказанный мною велосипед. Мне хочется опять поставить ноги на педали, чтобы проветриться и создать себе иллюзию молодости. Скоро я узнаю, когда я смогу получить эту полезную игрушку, но еще до поездки за ней я хотел бы узнать, как ты себя чувствуешь по возвращении. Я надеюсь, что ты смог приняться за работу и что больше не имеешь дела с медиками.

Жена время от времени получает письма от мадам Марке. Они купили дом в окрестностях Алжира, и, чтобы заплатить за него, Марке сделал выставку. Его шурин1 был без работы и открыл картинную галерею и приглашает нас всех поставлять ему товар... Сейчас многие торгуют картинами, промышленность парализована отсутствием сырья, а с другой стороны, многие люди не знают, куда девать деньги...

...Я узнал, что Терешкович после твоего портрета, сделав еще портрет Сегонзака, отправился в Канны, чтобы написать портрет Боннара. Видишь, в его коллекции ты будешь в хорошей компании. Не знаю, говорил ли я тебе, что я здесь устроился в пристройке фабрики Граммона (фабрика не работает). Недавно Граммон приезжал сюда на несколько дней и признался мне, что начинает продавать свои картины Фриеза (у него этих картин было предостаточно) и что он только что купил в Париже у Бинью2 две твои картины. Одну — периода Ниццы, другую — более раннего времени. За какую-то одну из них он заплатил 180 000 франков. Моя жена поправляет меня: он купил не две, а три картины Матисса! Из них одну по этой цене, как я написал тебе, и две других — дешевле.

Помнишь, как однажды у тебя собралась компания и мы немного поговорили о Фриезе?

Время показало, что мы были правы. А Марке, как всегда, осторожно молчал...

<...> Вот, мой дорогой Матисс, все маленькие новости Сен-Тропеза, не все, но самую интересную я приберег, чтобы рассказать ее самому, и, кроме того, я не хочу, как Терешкович, злоупотреблять твоим вниманием. Надеюсь, до скорого свидания, дружески твой

старый Ш. Камуэн


1 Речь идет о Робере Мартине, брате Марсель Марке, жены художника А. Марке. Р. Мартине открыл в Алжире галерею «Риваж» (см.: Giraudy. Р. 25. Note 142).
2 Галерея Бинью в Париже находилась тогда на улице Боэти, сейчас это галерея «Тюнмер» на бульваре Османн (см.: Giraudy. Р. 25. Note 143).

Вернуться к списку писем по адресатам

Вернуться к списку писем по датам


Музыка (эскиз). 1907. Холст, масло. Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.

Мадам Матисс в красном платье в полоску. 1907. Холст, масло. Фонд Барнса, Линкольнский университет, Мерион, Пенсильвания, США

Вид Коллиура. 1906. Холст, масло. Эрмитаж



 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.