248. Камуэн - Матиссу.

Сен-Тропез, 29 июня 1942 г.

Дорогой Матисс,
Я давно уже не подавал признаков жизни... со времени нашей выставки с папашей Пюи в Лионе. Она прошла очень хорошо, но в конце у меня были такие неприятности с владельцем галереи1 из-за расчетов — и переговоры длились около двух месяцев, — что я был совсем подавлен. Наконец началась обычная жизнь, тоже со своими трудностями, но я принялся опять за работу, что все сглаживает. Моя дочь уже 10 дней как уехала в детский лагерь на каникулы, и эта маленькая негодяйка еще ничего нам не написала! Я начинаю понимать, что дети могут иногда очень огорчать. Моя жена едет в Марсель насладиться радостями семейной жизни. Так что я остаюсь наедине с моим ящиком с красками, в нем, к счастью, еще осталось несколько тюбиков. Читая о тебе разные статьи в журналах, я знаю, что ты по-прежнему активно работаешь и находишься в самых лучших условиях, какие сейчас возможны; полагаю, что у тебя все хорошо и в смысле здоровья.

Я очень хотел бы навестить тебя. Меня должны будут вызвать в Ниццу по вопросу о наследстве крестного отца, оставившего своей крестнице маленький подарок, и я воспользуюсь этим случаем, чтобы повидаться с тобой. Последний раз, когда я у тебя был, мне показалось, что у тебя намечается новая концепция картины. Вот это и чудесно — всегда открывать что-то новое (ты столько уже открыл), и стоит только вспомнить автопортрет старого Рембрандта или последнюю Данаю Тициана, чтобы понять, что эти художники почерпнули в опыте всей жизни силу и ясность своего художественного языка. Во всяком случае, искусство поддерживает наше моральное состояние в трудных условиях нашего времени.

Я вспоминаю печальные размышления бедняги Ван Гога, что этот мир не удался... но все же он сделал несколько картин, и они-то удались, а это уже немало (написав эту фразу, я подумал, что если бы Ван Гог жил в наше время спекуляции талантом, может быть, он прославился бы и разбогател, как Вламинк, Дерен или Утрилло...).

Не хочу утомлять тебя дольше своей болтовней, я был бы рад (если ты можешь нацарапать три слова) узнать, как ты поживаешь.

В ожидании удовольствия увидеть тебя, жму тебе руку

Твой старый Камуэн

Самые лучшие приветы твоей прелестной помощнице, которая однажды сделала нам с тобой такой чудесный луковый суп.


1 Речь идет о г-не Тронки, владельце галереи де Жакобен.

Вернуться к списку писем по адресатам

Вернуться к списку писем по датам


Танец. 1910. Холст, масло. Эрмитаж.

Красная студия. 1911. Холст, масло. Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.

pic45Девушка в зелёном с гвоздикой. 1909. Эрмитаж.



 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.