25. А.Г. Ромму.

Ницца, 17 марта 1934 г.

Дорогой мсье Ромм, Когда я говорю, что картина не захватывает зрителя сама, а ему приходится для этого пойти ей навстречу, — я говорю это образно. Книга на библиотечной полке, предстающая взору одной только короткой надписью на корешке, раскрывает читателю таящиеся в ней сокровища лишь после того, как он возьмет ее, раскроет и останется с ней наедине, — вот так и картина, заключенная в раму и вместе с другими картинами образующая на стене комнаты или музея некое единое целое, может быть постигнута зрителем, лишь если он специально сосредоточит на ней свое внимание. И в том и в Другом случае, для того чтобы быть оцененным, предмет должен быть выхвачен из своего окружения (в противоположность живописи архитектурной). Вот почему я и написал, что зритель должен идти навстречу картине: мне следовало написать — «на поиски картины», чтобы быть более точным.

Я весьма благодарен за присланные Вами цветные репродукции, которые, как я нахожу, выполнены вполне удовлетворительно для такого небольшого формата. Когда я просил их прислать, я вовсе не предполагал, что это будет безвозмездно. Я спрашивал у дочери относительно фотографий скульптур, которые до Вас не дошли. По ее словам, она их высылала, но немедленно вышлет их снова.

Я действительно был принят на Марсово поле в 1893 г.1 Дорогой мсье Ромм, благодарю Вас за внимание и прошу верить в мои самые добрые к Вам чувства.

Анри Матисс

Фреска Владимира Фаворского2 очень меня заинтересовала: я считаю, что она выполнена в соответствии с основными принципами архитектурной живописи. Центральная фигура, мне кажется, слишком срезана дверью. При ином решении этого можно было бы избежать. Такое впечатление, что фигура была задумана вне связи с этой дверью.


1 Речь идет, по-видимому, о принятии картин А. Матисса на выставку в «Societe Nationale des Beaux-Arts», которую ежегодно устраивали на Марсовом поле, во Дворце изящных искусств. Первая выставка открылась там 15 мая 1890 г.
2 Имеется в виду фреска Владимира Андреевича Фаворского в вестибюле московского Музея охраны материнства и младенчества (1933).

Вернуться к списку писем по адресатам

Вернуться к списку писем по датам


Окно. 1905. Холст, масло. Частная коллекция.

Роскошь, покой и наслаждение. 1904. Холст, масло. Национальный музей современного искусства, центр Жоржа Помпиду, Париж, Франция

Ваза с подсолнухами. 1898. Холст, масло. Эрмитаж.



 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.