256. Камуэн - Матиссу.

Воскресенье вечером, 15 ноября 1942 г., Сен-Тропез

Дорогой Матисс,
Спасибо за такой быстрый ответ и за интересные сведения, за которые я благодарю мадемуазель Лидию, так же как и за передачу заказа Франко.

У меня есть некоторое количество очень хорошего полотна, купленного до войны, но я не хотел бы его пересылать. Я хочу попросить Франко послать мне два или три кило его состава, а я загрунтую холст сам. Это было бы чудесно.

Я очень рад слышать, что здоровье позволяет тебе опять приняться за работу, она подымает «над схваткой» и над теперешней нищетой.

Несмотря на все увертки, прибегать к которым вынуждена наша бедная страна из-за своего ложного и печального положения, события более сильные, чем люди, неуклонно ведут к развязке; еще не ясно, какой она будет, но я по-прежнему верю в то, что называют высшей справедливостью, как бы она ни медлила проявиться. У нас погода очень мягкая, и окрестности сейчас очень красивые, и я опять принялся за пейзаж.

Только непосредственные ощущения могут избавить от усвоенных представлений. В конечном итоге способы выражения должны быть продиктованы не рассуждениями, а духом и чувством, как ты мне сказал однажды по другому поводу: «Тебе надо найти выход на свой собственный манер».

Дороги здесь забиты солдатами, но, к счастью, не в тех местах, куда я хожу, — очевидно, эти места не имеют стратегического интереса. Досадно только, что у меня разыгрался ревматизм и болит плечо, а при этом ремесло пейзажиста совсем не полезно... Кроме того, здесь эпидемия какой-то экземы, с нарывами и опухолями, говорят, это следствие теперешнего режима, называется хлебной чесоткой. Моя дочка сейчас этим больна, в ее школе много случаев. Все это ужасно для ребят, да и нашим старым организмам тоже приходится трудно.

Чтобы немного развлечь тебя, посылаю страничку о Марке рекламной брошюры галереи Туниса «Избранное», которую надо было бы лучше назвать «Винегретом».

Я немного огорчен этим стремлением к рекламе и что Марке приписывают слова Сезанна. Это напоминает мне историю, которую со смехом рассказывал Марке: как Сабатте1 пришел к Дюран-Рюэлю с целым мешком медалей, думая поразить ими; конечно, медали Сабатте много не стоили, но все-таки они не были фальшивыми. Впрочем, все это не имеет большого значения, и, вероятно, Марке тут ни при чем.

Я думаю, что немного утомил тебя своей болтовней. Поэтому до свидания, дорогой Матисс, и я буду рад, если у тебя найдется свободная минута, чтобы написать мне. Еще раз благодарю мадемуазель Лидию, твой друг

Ш. Камуэн


1 Сабатте, Фернан (1874—1940), художник, один из учеников мастерской Г. Моро (см.: Giraudy. Р. 30. Note 170).

Вернуться к списку писем по адресатам

Вернуться к списку писем по датам


Лауретт с чашкой кофе. 1917.

Лауретт в зелёном на чёрном фоне. 1916.

Три сестры. Триптих. Левая часть. 1917



 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.