303. Матисс - Боннару

[Ницца] 7 ноября 1940 г.

Дорогой Боннар,
Я давно уже съездил бы повидаться с Вами, если бы поездка не была бы такой неудобной. Я не могу подумать об автобусе, который теперь работает на газогенераторе и тащится целых полтора часа. В нем или угораешь, или сидишь на сквозняке, а я боюсь ноябрьских холодов. Возвращаться надо поездом, который приходит в Ниццу, когда трамвай в Симиез уже не ходит, а на машину нельзя надеяться. Очень жалко, потому что мне надо с кем-нибудь повидаться, и именно Вас я хотел бы увидеть больше всего. Подождем, ждать мы теперь привыкли. Спасибо за сведения о Ницце. В здешней префектуре мне сказали то же самое. Во всяком случае, я уже решил никуда не двигаться отсюда, что бы ни случилось. Но лучше бы ничего не случалось.

Я не участвую в выставке в Монте-Карло. Каждый раз, как я выставлялся в этом регионе, я был недоволен. Лучше не мешать ветру славы доноситься до туземцев из Парижа. Покажешь здесь чудо из чудес, а Вам скажут с досадой: «Только-то?» Два года тому назад Канонн1 был в Монте-Карло и дал на выставку мои вещи двадцатилетней давности. Я не интересовался, какое впечатление они произвели. Еще помню, как Ренуара попросили участвовать в «Артистик» Ниццы, в сборной выставке; картина, которую он дал, при развеске осталась лежать на полу. Хорошо, что тут оказался Феликс Ру и призвал устроителей выставки к порядку.

Я доволен, что Вы наконец получили холст. Что касается красок, то там было два тюбика — один фиолетовый, другой зеленый изумрудный, я должен переспросить цену у торговца красками.

Мне очень приятно узнать, что работа у Вас идет хорошо. А мне не удается заканчивать, я беспрестанно начинаю сначала. Я кончил после сорока сеансов «Сон»2, картину, начатую год тому назад, в январе, и у меня есть натюрморт с раковиной3, не законченный после тридцати сеансов, — с тех пор как я вернулся в Ниццу, я работаю над ним каждый день. Конечно, состояние постоянного беспокойства вредит подсознательной работе, которая обычно происходит в нас и тогда, когда мы не стоим у мольберта. Опять-таки надо ждать. В утешение — эта поздняя осень лучше настоящего лета. Дорогой друг, до скорого свидания, но не знаю точно когда.

Привет вам обоим. Анри Матисс


1 Канонн — владелец большой универсальной аптеки в Париже. Возможно, коллекционировал картины.
2 Картина А. Матисса «Сон» 1940 г. в настоящее время находится в частном собрании в Париже.
3 «Натюрморт с раковиной», или «Раковина на черном мраморе», 1940 г. находится в коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина в Москве.

Вернуться к списку писем по адресатам

Вернуться к списку писем по датам


pic17Интерьер в Коллиуре. 1905. Холст, масло. Частная коллекция.

pic21Море в Коллиуре. 1906. Холст, масло. Фонд Барнса, Линкольнский университет, Мерион, Пенсильвания, США.jpg

Окно. 1905. Холст, масло. Частная коллекция.



 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.