343. Паллади - Матиссу.

Без даты

Дорогой друг, как я счастлив услышать хорошие новости о твоем здоровье и о твоей ангельской работе. Обнимаю тебя.

Что сказать тебе о себе, чего бы ты не знал? К сожалению, ничего не изменилось. Я кручусь как лошадь с мельничным жерновом в своем гостиничном номере, где цветы засыхают в вазах и фрукты гниют на блюдах, а я никак не могу начать их писать. Да, кроме того, нельзя достать холст для живописи. И вот я должен, чуть не сказал: принужден — рисовать. Но разве рисовать не важнее? Я перелистываю иногда альбом твоих рисунков, привезенный мною из Парижа, и я то критикую, то восхищаюсь ими. «Я не жалею о нищете художников»,— цитируешь ты мне Анатоля Франса. <...> Что он знает об этом, этот «буржуа в шлепанцах»... Жизнь каждого человека отгорожена от других. То, что заставляет страдать одного человека, безразлично другому. Радость делят, страдание принадлежит нам одним. Да, жизнь — это борьба, как ты пишешь крупными буквами. Я предоставляю слово Бодлеру:

Le gout de Neant
Morne esprit autrefois amoureux de la lutte. L'espoir,
dont l'eperon attisait ton ordeur,
Ne veut plus t'enfourcher, couche-toi sans pudeur,
Vieux cheval dont le pied a chaque obstacle bute
Resigne toi, mon coeur, dors ton sommeil de brute.

Это не мешает мне мечтать и надеяться вернуться туда, где у меня осталось больше воспоминаний, чем если бы я жил тысячу лет. Пиши мне, говори о своей работе. Поклон твоему ангелу-хранителю.

Сердечно твой Т.П.

Вернуться к списку писем по адресатам

Вернуться к списку писем по датам


Испанский натюрморт (Севилья II). 1911. Холст, масло. Эрмитаж.

Натюрморт с 'Танцем'. 1909. Холст, масло. Эрмитаж.

Девушка с чёрной кошкой. 1910. Холст, масло. Частная коллекция.



 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.