352. С.И. Щукин - А. Матиссу.

Москва, 10 октября 1913 г.

Дорогой мсье Матисс,
Две недели тому назад я вернулся в Москву и за это время имел удовольствие принять у себя г-на Остхауза, основателя музея в Хагене, и нескольких директоров музеев (д-ра Петера Тессена из Берлина, д-ра X. фон Тренкмольда из Франкфурта, д-ра Хампе из Нюрнберга, д-ра Полашека из Гамбурга, д-ра Бака из Дармштадта, Макса Зауэрландта из Галле и Иенса Тисса из Христиании (ныне — Осло. — Е.Г.). Все они с величайшим вниманием рассматривали Ваши картины и в один голос называли Вас большим мастером.

Г-н Остхауз приходил дважды (на обед и на ужин), и я заметил, что Ваши картины произвели на него большое впечатление. Я говорил о Вашем синем натюрморте (синее окно), который Вы для него сделали, насколько он мне кажется прекрасным и каких больших успехов Вы добились в последних работах («Арабское кафе», «Синий натюрморт», морозовская «Фатьма»1).

Иенс Тисс, директор Музея изящных искусств Христиании (Норвегия), провел у меня два дня, главным образом изучая Ваши картины (на второй день он был с десяти утра до шести вечера). Он так ими увлекся, что надеется купить у Вас картину для своего музея. Остальные также спрашивали, где можно купить Ваши картины, и я ответил, что у Бернхейма в Париже или непосредственно у Вас. Г-н Остхауз напишет Вам лично о своих впечатлениях. «Арабское кафе» пришло в хорошем состоянии, и я повесил его в своей комнате. Эта картина нравится мне теперь больше всех других, и я смотрю на нее ежедневно не меньше часа.

Морозов восхищен Вашими марокканскими картинами2, и я их видел и понимаю его восторг. Все три великолепны. Теперь он думает заказать Вам три больших панно для одной из своих гостиных. Он возвращается в Париж 20 октября и поговорит с Вами об этом.

Надеюсь, что портрет мадам Матисс тоже будет значительным произведением3.

Те 10 ООО франков, которые я Вам должен уплатить за «Арабское кафе», Вы получите в декабре. Я здоров, как и все мое семейство, но очень занят.

Когда у Вас будет время, напишите мне несколько слов о своей работе и планах на зиму. Не забудьте про мою гостиную. Она становится настоящим музеем Вашего искусства. Жду Вашего ответа. Поклонитесь от меня мадам Матисс.

Всегда ваш Серж Щукин

P.S. Когда откроется Осенний Салон? Вы в нем выставляетесь?


1 Речь идет о картинах: «Арабское кафе», 1913 (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж, инв. № 9661); возможно, об одной из двух картин — «Голубая ваза с цветами на синей скатерти», 1913 (Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина, инв. № 3303), или «Букет на веранде», 1912—1913 (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж, инв. № 7700). Возможно, что, говоря о морозовской «Фатьме», С.И. Щукин имеет в виду картину «Зора на террасе», 1912 (Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина, инв. № 3396).
2 «Марокканский триптих» включает три следующие картины: «Вид из окна. Танжер», 1912 (инв. № 3395), «Зора на террасе» (инв. № 3396), «Вход в казба», 1912 (инв. № 4058). Все три — в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве.
3 Речь идет о картине «Портрет мадам Матисс (Портрет жены художника)», 1913 (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж, инв. № 9156).

Вернуться к списку писем по датам


Мастерская на чердаке. 1903. Холст, масло. Фитцвильямский музей, Кэмбридж, Великобритания

Натюрморт с головой. 1916.

Ставни. 1919



 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.