37. Б.Н. Терновцу.

Ницца, пл. Шарля Феликса, 1
20 июня 1935 г.
Г-ну директору Музея Нового Западного искусства в Москве

Мсье, Болезнь и различные обстоятельства помешали мне ответить на Ваше письмо от 28 апреля 1934 г. Для этого мне нужно было вернуться в Париж, а моя поездка туда откладывается на неопределенное время. Очень скоро я вышлю фотографии, которые Вы хотите получить для Вашего музея, — я запросил их в Париже, но, чтобы сделать все это наилучшим образом, мне следовало бы быть там самому.

В ответ на заданные в Вашем письме различные вопросы могу сообщить следующее:

1. Я не писал по вопросам живописи с момента войны, если не считать писем мсье Ромму, — на эти темы я писал значительно раньше в «La Grande Revue»1.
2. История с моими панно «Танец» и «Музыка», находящимися у Вас, сводится к следующему: они были заказаны С. Щукиным для лестницы его дома, которую я видел лишь мимоходом, еще понятия не имея о том, что мне придется декорировать ее, и поэтому ясно ее себе не представлял. Между тем мерионское панно я задумал, имея в виду помещение, где оно будет находиться. Поэтому оно имеет законченный вид только в самом этом помещении, весьма своеобразном (панно помещено против света, над тремя застекленными дверями высотой 6 м). Московские же панно, как, скажем, ковры, можно свободно перемещать.

Мерионское декоративное панно продолжает ту же идею, что лежит в основе московских, — эта идея была в свое время выражена в части картины, которая находится в Мерионском музее и называется «Радость жизни»2. Там есть хоровод танцующих, откуда и ведет свое происхождение хоровод московского панно.

Простите меня за то, что я так задержал ответ на Ваше письмо, но вопреки этой задержке прошу Вас, мсье, не сомневаться в моем сочувствии Вашему труду.
С наилучшими пожеланиями

Анри Матисс


1 В журнале «La Grande Revue», вышедшем 25 декабря 1908 г., в статье «Заметки живописца» впервые были опубликованы высказывания А. Матисса о живописи.
2 В тексте оригинала: «Le Bonheur de vivre» («Счастье жизни»).

Вернуться к списку писем по адресатам

Вернуться к списку писем по датам


Леди на террасе

Роскошь I. 1907. Холст, масло. Национальный музей современного искусства, центр Жоржа Помпиду, Париж, Франция.

pic42Игра в шары. 1908. Холст, масло. Эрмитаж.



 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.