38. А.Г. Ромму.

Ницца, 19 июля 1935 г.

Дорогой мсье Ромм, Я чрезвычайно тронут Вашей любезностью. По Вашему совету посылаю в дирекцию Музея Западного искусства двенадцать фотографий с наиболее характерных моих работ в обмен на фотографии с тех картин из Ваших музеев, которые мне хотелось бы иметь. Вы предлагаете мне отобрать их, и я с удовольствием принимаю Ваше предложение. Некоторые из московских работ уже воспроизводились в отдельных изданиях, например в "Cahies d`art", в частности «Натюрморт» из собрания Щукина, «Зора на террасе» и «Вход в казба в Танжере» из собрания Морозова1.

Из московских картин, которые во Франции не репродуцировались, мне вспоминается «Девушка с тюльпанами», «Марокканская кофейня», картина размером 1,5 х 2 м, изображающая зеленую арабскую вазу с цветами настурции, и еще одно, довольно большое полотно, светлое по цвету, на котором изображена моя мастерская2. Мадам Дютюи, которая приступает к отбору и отправке двенадцати фотографий, пошлет Вам, если только ей удастся это сделать, кальки с некоторых произведений, которые уже воспроизводились у нас и фотографии с которых нам не нужны3.

Одновременно с посылкой в Музей Западного искусства я отправляю письмо директору, в котором сообщаю об отправке фотографий для обмена, согласно Вашей с ним договоренности. Я пишу ему также, что просил Вас отобрать те фотографии, которые он согласится мне послать.

Дорогой г-н Ромм, горячо благодарю Вас за Вашу услугу и прошу верить в мои неизменные к Вам чувства.

Анри Матисс


1 См;. Cahiers d'art. 1931. №5, 6.
2 Речь идет о картинах «Девушка с тюльпанами», «Марокканская кофейня» («Арабская кофейня») (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж); «Уголок мастерской», «Мастерская художника» (Москва, ГМИИ им. А.С.Пушкина).
3 Пять калек с картин А. Матисса, исполненные мадам Дютюи, вместе с ее письмом были тогда же присланы А.Г. Ромму. В настоящее время хранятся в архиве ГМИИ (Архив ГМИИ им. А.С. Пушкина, H 529). Приводим в переводе текст письма мадам Дютюи: «Мсье, отец пишет мне, что Вы были так любезны, что взяли на себя труд отобрать необходимые Вам фотографии с живописных работ Матисса. Описать их сложно; поэтому кальки помогут Вам уточнить, что именно нам бы хотелось получить. С этой же почтой отправляю двенадцать фотографий с живописных работ в обмен на те, которые я прошу у хранителя музея, — надеюсь, Вам не очень трудно будет произвести этот обмен, и заранее благодарю Вас. В случае, если какой-либо фотографии не окажется или среди предлагаемых будут такие, которые у меня уже есть (для этого я и посылаю кальки), прошу заменить ее другой фотографией, например с «Разговора» или еще с какого-либо малоизвестного полотна. Сердечно благодарю Вас от своего имени и от имени моего отца и прошу принять уверения в моем глубоком почтении.

Маргерит Дютюи. 10 августа 1935 г. Буду рада, если Вам удастся отправить фотографии как можно скорее». В то же письмо отдельно вложена записка:

«Мсье, посылаю с этой же почтой двенадцать фотографий вместе с письмом Анри Матисса г-ну директору Музея Нового Западного искусства — Москва-34, ул. Кропоткина, 21. М.Д.».

Французский текст письма впервые опубликован в книге: Матисс. Живопись. Скульптура. Графика. Письма. Л., 1969. С. 145, примеч. 55.

Вернуться к списку писем по адресатам

Вернуться к списку писем по датам


Поднятое колено 1922.

Интерьер с фотографией. 1924.

Луч солнца. 1917.



 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.