45. Р. Эсколье.

Сен-Годанс. 15 июля 1940 г.

...Пересылаю Вам письмо, полученное мною от мсье Лемуана, хранителя музея в Бордо. Вы окажете мне услугу, большую услугу, написав, что Вы обо всем этом думаете. Даю Вам честное слово, что, прочтя письмо, я его уничтожу и никто о нем не узнает.

Поскольку эти картины принадлежат частному лицу, официальные органы, наверное, не могут вмешиваться. Но дело идет о произведениях художников, имеющих большое значение. Там не только мои картины (я видел их в Бордо), там два очень хороших Коро, фигура и пейзаж; картины Курбе, прекрасные рисунки и две картины Ренуара, картины Сезанна, красивые вещи Боннара, Брака, очень красивые Пикассо.

Представьте себе, что эти брошенные на произвол судьбы картины потеряются или будут конфискованы немцами. Что скажут потом, когда узнается эта история, о тех, кто мог бы приютить картины? Мне кажется, ими должна заняться Дирекция Изящных искусств. Я хочу туда обратиться, но к кому и как? Вы могли бы помочь мне, указав, как это делается... Нельзя ли было бы сдать эти картины на хранение в ломбард, но на каком основании? Я также хочу написать в «Общество Независимых» Бордо. Мсье Лемуан как будто живо интересуется этими покинутыми картинами, он мог бы составить опись, чтобы уменьшить ответственность тех, кто их примет. А как их хранить?1 Надо сделать ящики; я оплатил бы эти расходы. Что Вы скажете?

Вчера я получил Ваше письмо. Спасибо Вам за согласие избавить меня от моей статуи, само собой разумеется не неся за нее ответственности. Я болен, у меня энтерит, — результат условий, в которых я жил последнее время, я ведь привык к определенной диете. Я даже не выхожу. Сейчас мне лучше, и, я думаю, через неделю, может быть немного позже, я смогу отвезти Вам торс. Я возьму такси. Надеюсь, все устроится, и я приеду прямо в Мирпуа. Конечно, я извещу Вас заранее.

С сердечной благодарностью,
Анри Матисс


1 По мнению Р. Эсколье, речь идет о коллекции Поля Розенберга, находившейся в Бордо. Сам П. Розенберг уехал в США (см.: Escholier R. Matisse, ce vivant. P. 195).

Вернуться к списку писем по адресатам

Вернуться к списку писем по датам


Испанский натюрморт (Севилья II). 1911. Холст, масло. Эрмитаж.

Натюрморт с 'Танцем'. 1909. Холст, масло. Эрмитаж.

Девушка с чёрной кошкой. 1910. Холст, масло. Частная коллекция.



 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.