76. А. Рувейру.

Ницца, 8 декабря 1941 г.

Вот что я предлагаю на выбор: Какое-то число, сто например,

1) Взять сто сонетов и иллюстрировать из них только тридцать, так было сделано с Малларме, когда из всех его сонетов, что взял Скира, я отобрал тридцать1 для иллюстраций;

2) Или выбрать самому тридцать стихотворений, которые привлекут мое внимание и вызовут у меня образы, и сделать из них книгу. Боюсь только, что слишком тонкую книгу будет неприятно держать в руках. В крайнем случае я согласился бы сделать рисунки к пятидесяти сонетам, чтобы оправдать предложенное тобой заглавие: «Антология любовных стихотворений Ронсара с иллюстрациями Анри Матисса», но чтобы не было текста без иллюстраций. Тогда у меня будет полная свобода выбора, нужно только, чтобы при чтении у меня в уме возник бы такой ясный образ, чтобы можно было создать литографию. Часть сегодняшней ночи я провел, отмечая песни, чтобы (попробовать) взять в книгу только песни. Мне кажется, в них больше непосредственного движения, больше огня, чем в сонетах. Но в песнях меньше разнообразия. Они подошли бы, если были бы менее связаны в смысле сюжета, а то придется делать иллюстрации с «продолжением», относящиеся к каждой сильфиде (сильфиды уже определены у меня в уме: «Кассандра» — это моя турецкая принцесса, «Мария» — Лидия, «Елена» — мадемуазель Мишель, хотя эти две сильфиды до сих пор меняются местами). Зато книга, составленная из сонетов, дала бы возможность взять образы самого поэта: данаиду, венеру, Венеру... (здесь в письме воспроизводится рисунок. — Е.Г.). Или корабль, увозящий Марию, и, кажется, ее мать (воспроизводится рисунок. — Е.Г.), это в «Путешествии в Тур»:

«Bateau qui par les flots ma chere vie emportes,
...Que l'air, le vent et l'eau favorisent ma Dame,
...Et le tropeau Nymphal des gentilles Naiades
Alentour du vaisseau fasse mille gambades,
Les unes balloyant des paumes de leurs mains
Les flots devant la barque, et les autres leurs sein,
Descouvrent a fleur d'eau, et d'une main ouvriere
Conduisent le bateau du long le la riviere!»



Но, дорогой Рувейр, если я дам себе волю, не станет ли книга специфически «галантным» изданием. Как Гомер, ретушированный Арманом Сильвестром2. В моем возрасте! В моем положении что обо мне подумают? «Старый развратник», — скажут злые языки. А почему? Разве нельзя сохранить до конца жизни молодое и пылкое воображение?

Мне кажется, я сейчас способен иллюстрировать стихи Ронсара лучше, чем когда мне было двадцать пять лет...

Вспомни, что Энгра упрекали за «Турецкую баню», написанную им в конце жизни3. Ренуар, незадолго до смерти, говорил мне: «Если бы Вы знали, как я любил женщин! И вовсе не по-свински». Раз мое чувство свежести, красоты и молодости от цветов, прекрасного неба, стройного дерева то же, что и тридцать лет тому назад, то почему мое чувство должно измениться, если передо мной молодая девушка? Только потому, что я больше не могу ею овладеть! Это-то и делает старость счастливым временем, потому что она стала чувствительнее к ароматам. Вероятно, поэтому Делакруа говорил: «Я достиг счастливого возраста бессилия».

Завтра приедет Скира. Я хотел бы показать ему, как я понимаю композицию книги, чтобы он мне не навязал свою?!! Впрочем, я не очень беспокоюсь. Я теперь ко всему отношусь легко и говорю себе: «Мне 73 года! Пусть меня оставят в покое». Я немного преувеличиваю, мне будет 72 только 31 декабря этого года.

Чтобы сделать что-то стоящее, нужно время. Например, я хотел бы компоновать рисунки только после типографии, на полях, оставленных вокруг текста, может быть заранее определенных мною. Но мне хочется поскорее начать. Модели у меня под рукой, и при чтении стихов у меня рождаются образы.


1 Не найдя подходящего тридцатого стихотворения, А. Матисс исполнил только 29 офортов.
2 Сильвестр, Арман (1838 — 1901), писатель, художественный критик. Редактор отдела искусства журнала «Le Rire». С 1892 г. — инспектор изящных искусств.
3 Картина Энгра «Турецкая баня» находится в Лувре. Написана Энгром в 1862 г., в возрасте 82 лет.

Вернуться к списку писем по адресатам

Вернуться к списку писем по датам


5

Интерьер с этрусской вазой. 1940. Холст, масло. Музей искусств Кливленда, Кливленд, США

Танец. 1932-33. Холст, масло. Фонд Барнса, Линкольнский университет, Мерион, Пенсильвания, США



 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.