Матисс Анри Эмиль Бенуа
(по-французски Henri Matisse; 31 декабря 1869 г. — 3 ноября 1954 г.)
Выдающийся французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Родился 31 декабря 1869 г. в Ле-Като в семье торговца зерном и красками на севере Франции. Первые опыты в живописи относятся к 1890 г.; в 1892 г. Матисс учится в Париже в Академии Жюлиана у А.В. Бугро — мэтра салонного искусства; в 1893-1898 г. работает в мастерской Г. Моро в Школе изящных искусств. Мистик и символист Моро предрекал начинающему художнику большую будущность, особенно ценя его новаторские приемы в сочетаниях разных цветов.
Становление художника.
1901-1904 — годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой. Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898 г. Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет; появляется техника импрессионистического дробного мазка. Матисс знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903 г.), Поля Сезанна. Первая персональная выставка состоялась в 1904 г. у А. Воллара. В 1905 г. выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. Довольно скоро Матисс отказался от использования этой техники в пользу широких, энергичных штрихов.
Фовизм.
Когда в 1905 г. он выставил свои работы в парижском «Осеннем салоне» вместе с другими художниками, среди которых были, в частности, Андре Дерен и Морис де Вламинк, их резкие, энергичные краски буквально потрясли публику, и один из критиков дал художникам ироничное прозвище «Fauws» («дикие»). Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. В это время Матисс открывает для себя скульптуру народов Африки, начинает ее коллекционировать, интересуется классической японской ксилографией и арабским декоративным искусством. К 1906 г. завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика; продолжает совершенствоваться рисунок, выполненный преимущественно пером, карандашом и углем. В графике Матисса арабеска сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.
Зрелое творчество Анри Матисса.
Под впечатлением поездки в Алжир в 1906 г. Матисс увлекся линейными орнаментами мусульманского Востока в стиле арабесок. Его представление о монументальном, декоративном искусстве нашло высшую форму отражения в двух больших настенных картинах, написанных в доме русского коллекционера Сергея Щукина: «Танец» (1909—1910 г.) и «Музыка» (1910 г.) — на обеих изображены красные тела. Результатом двух путешествий в Марокко (1911—1913 г.) стало появление ярких, излучающих свет ландшафтов и фигурных композиций, краски которых резко контрастируют друг с другом (например, «Бербер», 1913 г.). В отличие от современного ему кубизма, творчество Матисса не было умозрительным, а основывалось на скрупулезном изучении натуры и законов живописи. Его полотна, изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. В начале первой мировой войны 44-летний Матисс хотел уйти в армию добровольцем, но получил отказ. В картинах, созданных между 1914 и 1916 годами, Матисс сводил формы к основным геометрическим фигурам.
После войны Матисс провел зиму в Ницце, а в 1921 г. переселился туда окончательно. Расслабляющая атмосфера Южной Франции вдохновила его на создание чувственной серии «Одалиски» — в ней он изобразил облаченных в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. В Ницце он написал множество интерьеров, в которых внутреннее и внешнее пространства неизменно разделены между собой — балконом, перилами и т.п. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок.
В 1930 г. американец Элберт Барнз, известный коллекционер работ Матисса, заказал настенную декорацию для своего частного музея. При создании «Танца» (1933-1934 г.) Матисс впервые применил цветную бумагу, из которой вырезал нужные формы. В середине 1930-х г. в своих многочисленных работах маслом и книжных иллюстрациях Матисс раздвигал границы картин — формы уходили в пространство за рамкой. Примером могут служить «Музыка» (1939 г.) и «Румынская блуза» (1940 г.).
В 1941 г. Матисс перенес тяжелую операцию на кишечнике. Ухудшение здоровья вынудило его упростить свой стиль. Чтобы сберечь силы, он разработал технику составления изображения из обрезков бумаги (так называемые Papiers decoupes), которая давала ему возможность добиться долгожданного синтеза рисунка и цвета. В 1943 г. он начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков (закончена в 1947 г.). В 1944 г. его жена и дочь были арестованы гестапо за участие в деятельности Сопротивления.
В период 1946—1948 г. краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947 г.) и «Египетский занавес» (1948 г.), построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. В конце 1940-х г. Матисс создавал витражи для часовни Розового Венца в Вансе, которая была спроектирована и построена на его деньги. В 1954 г. художник скончался в Симиезе под Ниццей в возрасте 84 лет.
Окно. Анри Матисс. 1916 г.
|
Красная мастерская. Анри Матисс.
|
Поднятое колено. Анри Матисс. 1922 г.
|