Мандорла
(от латинского vesiса piscis - "рыбий пузырь" или от итальянского mandorla — миндалина)
В христианской средневековой иконографии сияние славы миндалевидной формы, среди которого в Византии, а еще чаще на западе изображались Христос и Богоматерь (реже святые). Вначале этому сиянию давалась форма овала, вытянутого в вертикальном направлении; но в иконописи готической эпохи верхний и нижний концы мандорлы стали делать заостренными. Живописцы времен Возрождения иногда окружали мандорлой фигуры не только Спасителя и Приснодевы, но и святых, когда хотели представить их во славе.
Изображение Христа в мандорле особенно свойственно иконографии Преображения Господня и Второго Пришествия; мандорла передает здесь сияние славы Господней, является символом Божественного света. Это же значение прославления имеет мандорла и в иконографии Успения Божией Матери. Также такое изображение использовалось, чтобы выделить фигуру возносящегося на небо Христа, а иногда и Девы Марии или других возносящихся святых.
Образ мандорлы, подобно ореолу, тесно связан с общеиндоевропейской концепцией духовности как света. Она распространена в христианской и буддийской иконографии. В христианстве первые изображения мандорлы встречаются с 5 века, в эпоху Ренессанса она перестала использоваться в иконографии и живописи. Мандорла является атрибутом Христа в сценах Преображения Господня, Вознесения, Успения Девы Марии, а также при иллюстрации апокрифических сюжетов о царствовании Христа. Она тесно связана с символикой миндаля, являющегося символом Христа и Девы Марии. В мистике «миндаль» был символом чистоты и целомудрия, его овальная форма была в древности символом вульвы. Это также графическое изображение пламени, символ духовности. Другое мнение о значении мандорлы состоит в том, что она символизирует дуалистическое единство неба и земли, изображаемых, как две пересекающихся дуги. Это объясняет, почему мандорлу обычно изображают вокруг возносящихся фигур, символизируя не только их святость, но также и их преображение. Означает также отверстие или выход, а две его стороны олицетворяют противоположные полюса и всякую дуальность. Для изображения пламени используется мандорла, означающая дух, или явление духовного принципа, либо принципа души.
Мандорла может быть также рассмотрена как фигура, образованная пересечением двух окружностей (которые не отображаются графически, но подразумеваются), как символами неба и земли, высшего и низшего миров; представляет собой союз этих миров и их взаимопроникновение, т.е. явленный мир.
Эти окружности также могут интерпретироваться в качестве образов материи (левый круг) и духа (правый). Таким образом, мандорла, охватывая полярные понятия дуалистической системы, предстает как символ всего сущего.
Морфологически сходная с веретеном Великой матери и с волшебными прялками, мандорла фиксирует подъем и спад энергии, эволюцию и инволюцию, жизнь и смерть. Как двуглавый холм Марса, она соединяет мир противоположностей. Символизируя область всего существующего и охватывая противоположные полюсы всякого дуализма, мандорла тем самым разделяет символическое значение с мандалой. Является она и символом вечного жертвоприношения, возрождающего творческую силу через дуальные потоки подъема и спада.
Эта форма не имела какого-то значения и видоизменялась в раннем христианском искусстве. Первоначально мандорла изображала облако, в которое вознесся Христос, но со временем стала использоваться как своего рода ореол-свет, исходящий от божества. Затем использование мандорлы было перенесено на Деву Марию, когда она изображалась принимаемой на небо (Успение), а также на Марию Магдалину, которая аналогичным образом была взята на небо. Встречается изображение мандорлы, составленное из семи голубей и означающее семь даров Святого Духа.
Икона Святых Царственных Страстотерпцев.
|
Саваоф в мандорле. Вичуга, Храм Воскресения Христова.
|
"Мадонна с младенцем и святыми". Мандорла в картине Перуджино.
|