Главная > Гостевая > Словарь "Искусство"


  


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Станиславский Константин Сергеевич


(настоящая фамилия — Алексеев; 5 января 1863 г. — 7 августа 1938 г.)

Константин Сергеевич Станиславский Русский актер, режиссер, педагог, теоретик и реформатор театра, создатель системы актерского искусства, названной "системой Станиславского", народный артист СССР (1936 г.). Родился Станиславский 5 января 1863 г., в Москве, в известной купеческой семье Алексеевых, которые были в родстве с Третьяковыми и Мамонтовыми. В 1877 г. Станиславский впервые выступил на домашней сцене. Вскоре образовался "Алексеевский кружок", ставивший переводные водевили и оперетты. Станиславский сыграл здесь много ролей с пением и танцами. В 1888 г. основал (совместно с режиссером А.Ф. Федотовым, певцом и педагогом Ф.П. Koмиссаржевским) "Общество искусства и литературы". Исполнил здесь роли Барона ("Скупой рыцарь" Пушкина), Анания Яковлева ("Горькая судьбина" Писемского), Фердинанда ("Коварство и любовь" Шиллера) и других.

Одарённый большим талантом, яркостью воображения, редким обаянием, сценичной внешностью, непрестанно совершенствуя мастерство, Станиславский приобрёл славу выдающегося актёра своего времени. В первых же режиссёрских работах он стремился порвать с обветшалыми традициями, найти более тонкие средства для передачи художественной правды на сцене ("Плоды просвещения" Л.H. Толстого, 1891 г.; "Потонувший колокол" Гауптмана, 1898 г., и т.д.).

В 1898 г. Станиславский вместе с В.И. Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр (MXT), в труппу которого вошли актёры "Общества искусства и литературы" и ученики Немировича-Данченко по Музыкально-драматическому училищу Московского филармонического общества. Первый спектакль — "Царь Фёдор Иоаннович" А.К. Толстого (1898 г., постановка Станиславского и А.А. Санина). Подлинное рождение MXT и вместе с ним нового направления в мировом сценическом искусстве связано с постановкой "Чайки" Чехова (1898 г., режиссеры Станиславский и Немирович-Данченко). Затем были поставлены "Дядя Ваня" (1899 г.), "Три сестры" (1901 г.), "Вишнёвый сад" (1904 г.) Чехова.

В. Немирович-Данченко (справа) и К.С. Станиславский Поняв жизненную правду и поэтичность, новаторскую сущность драматургии Чехова, Станиславский и Немирович-Данченко нашли особую манеру ее исполнения, открыли новые приёмы раскрытия духовного мира современного человека. Успех постановок определялся ансамблем всех участников спектакля, объединённых единым творческим методом и общностью понимания идеи пьесы: игра актёров, декорации, свет, звуковое оформление создавали неразрывное целое, единый художественный образ.

В 1902 г. Станиславский поставил пьесы M. Горького "Мещане" и "На дне" (совместно с В.И. Немировичем-Данченко), пронизанные предчувствием назревавших революционных событий. С драматургией Горького (по определению Станиславского) связана общественно-политическая линия в репертуаре MXT: в спектакле "Мещане" впервые вышел на сцену новый герой-рабочий, призывающий бороться за преобразование общества.

Новаторскими по режиссуре были поставленные Станиславским и Немировичем-Данченко произведения русской классики: "Горе от ума" Грибоедова (1906 г.), "Где тонко, там и рвётся" Тургенева (1912 г.), "Село Степанчиково" по Достоевскому (1917 г.), а также "Месяц в деревне" Тургенева (1909 г., постановка Станиславского и И.M. Москвина), "Синяя птица" Метерлинка (1908 г., совместно с Л.А. Сулержицким и Москвиным). В период распространения различных декадентских течений Станиславский поставил в условно-символистском плане "Драму жизни" Гамсуна и "Жизнь человека" Андреева (обе в 1907 г.), но эти спектакли убедили его в губительном воздействии на искусство актёра нарочитой, искусственной стилизации.

Лужский, Немирович-Данченко, Станиславский и другие Актёрский талант Станиславского проявился в разноплановых сценических образах. Пафосом борьбы с ложной моралью и эгоистическими интересами буржуазного общества был проникнут образ доктора Штокмана ("Доктор Штокман" ("Враг народа") Ибсена, постановка Станиславского и В.В. Лужского). С подлинно горьковским романтизмом и размахом сыгран Сатин ("На дне"). Лирическим обаянием, глубокой человечностью, духовной стойкостью отличались чеховские герои Станиславского: Астров ("Дядя Ваня"), Вершинин ("Три сестры"). Сатирическое дарование Станиславского проявилось в ролях Фамусова ("Горе от ума" Грибоедова), Крутицкого ("На всякого мудреца довольно простоты" Островского), Аргана ("Мнимый больной" Мольера).

С 1900-х годов Станиславский стал разрабатывать учение о творчестве актера, впоследствии ставшее известным как Система Станиславского. В 1912 г., совместно с Л.А. Сулержицким организовал при МХТ 1-ю Студию, в которой преподавал по своей системе. С 1917 г. — почетный академик Петербургской Академии наук. В 1918 г. возглавил Оперную студию Большого театра, выросшую в Оперную студию-театр, а позднее ставшую Оперным театром им. К.С. Станиславского (впоследствии Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко).

В 1922–1923 г. выезжал вместе с труппой Московского художественного театра на гастроли в США. Несколько актеров решили не возвращаться в СССР и остались за границей, став активными пропагандистами "метода Станиславского" в Европе и Америке. Во время пребывания в США Станиславский получил заказ на книгу о своей школе, результатом чего стала книга "Моя жизнь в искусстве", впервые напечатанная в США и лишь позднее опубликованная в СССР. В 1935 г. создал Оперно-драматическую студию. В 1936 г. получил звание Народного артиста СССР. Умер Станиславский 7 августа 1938 г. в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. В Москве в доме, где жил К.С. Станиславский, в 1948 г. организован музей.

Портрет К.С. Станиславского
Портрет
К.С. Станиславского.
Н.А. Андреев. 1921 г.

К.С. Станиславский за работой (Н.П. Ульянов, 1947 г.)
К.С. Станиславский за работой.
Н.П. Ульянов. 1947 г.

Портрет К.С. Станиславского
Портрет
К.С. Станиславского.
В.А. Серов.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.