Мастерская народной графики
(по-испански Taller de Grafica Popular, TGP)
Сообщество мексиканских графиков, занимавшихся в основном созданием станковой гравюры на линолеуме. Зародилось в 1937 г. в Мехико, его основатели: Л. Ареналь, П. О’Хиггинс и Л. Мендес, при поддержке Д. Сикейроса. Мастеров объединяли демократические идеи и интерес к национальному искусству. Членами «Мастерской народной графики» стали А. Бельтран, А. Гарсиа Бустос, А. Сальсе, Р. Ангиано, И. Агирре, А. Брачо, А. Мехиак, А. Гомес и другие. Мастерская народной графики сложилась как коллектив мастеров национально-демократического реалистического искусства, поставивших перед собой задачи социальной борьбы, а также развития ярко эмоционального национального реалистического искусства, активного участия его в социальной жизни. Мексиканские графики изобличают североамериканский империализм, рассказывают о жизни народа, его страданиях и надеждах, активно, силой искусства борются за мир против угрозы атомной катастрофы.
Для творчества членов Мастерской народной графики, ряд которых испытал влияние европейской политической графики 2-й половины 19—20 веков, характерны обращение к народным мотивам, ярко эмоциональный строй, обобщенность, смелые контрасты белых и черных пятен, художественная выразительность, во многом связанная со стилем, разработанным мексиканскими монументалистами. Под коллективным грифом «Мастерской народной графики» выпускались серии антифашистских плакатов, а также альбомы гравюр и литографий, посвящённых истории и современности Мексики, борьбе народов за мир и свободу (альбомы: «Франкистская Испания», 1938 г.; «Чёрная книга нацистского террора в Европе», 1943-1944 г.; «Образы мексиканской революции», 1947 г.; «Конституция 1857 года», 1957 г.). В 1953 г. Мастерская народной графики была удостоена Международной премии Мира.
Мастерская впитала замечательные традиции мексиканского искусства, стала явлением мировой графики XX века. Мастера этого объединения развивали и прогрессивные традиции других стран, использовали опыт Ф. Мазереля или Р. Гуттузо, советских карикатуристов и плакатистов, особенно Д. Моора, американских графиков-коммунистов. Появлению мастерской предшествовала графика Посады. Другой важный источник революционных традиций мастерской – деятельность художников в газете «Эль Мачете», которая издавалась Революционным синдикатом работников техники и искусства, созданным в 1922 году по инициативе Сикейроса.
С создания в 1937 году Мастерской начался расцвет мексиканской графики. Мендес уже имел к этому времени немалый опыт, он учился в Академии художеств после революции, с середины 20-х годов работал как гравер, в 30-х — 40-х годах выполнил два цикла стенных росписей, с 1932 года руководил секцией пластических искусств в министерстве просвещения, в 1933-1937 годах был одним из руководителей Лиги революционных писателей и художников. Объединившая для коллективной работы десятки художников, «Мастерская народной графики» одновременно способствовала творческому росту самого Мендеса. В 1938 году он руководит созданием серии антифашистских плакатов, в 1939 году выполняет цикл документальных литографий, изображающих зверское убийство сельских учителей бандами религиозных фанатиков, в 1942 году – гравюру на линолеуме «Поезд обреченных» для «Черной книги фашистского террора в Европе». Хорошо видно, как быстро растет и политическое сознание, и графическое мастерство художника. В 1948 году он становится в ряд крупнейших графиков XX века.
Мендес продолжает традиции социально активного искусства Посады и Ороско, причем своеобразно использует характерные для мексиканской графики монументальность и символичность. Каждый лист подчинен одной ярко выраженной идее, основной эмоции и приобретает характер монументального символа. Композиции содержат конфликт, в котором принимают участие не только люди, но и стихии – земля и небо, воздушное пространство и огонь. Каждый сюжет – это мир в себе, целая поэма, но все вместе листы складываются в захватывающее и трогательное повествование.
Мендес выполнил много гравюрных серий на темы кинофильмов, они демонстрировались на экранах, дополняя фильмы мощной выразительностью. В серии «День жизни» 1949 года запоминается лист «Расстрел», изображающий гордую фигуру индейца, не дрогнувшего перед дулами ружей. В серии «Шаль Соледад» 1950 года приковывают внимание «Соединенные несчастьем»: в ночной тьме прижались друг к другу мужчина и женщина, готовые встретить нападение. Сделанное Мендесом имело огромное значение и для мексиканского, и для мирового искусства графики, не случайно в 1953 году ему присуждена Международная премия мира. Премию получила и вся «Мастерская народной графики».
В мастерской было немало ярких художников. Пабло О'Хиггинс, соавтор Мендеса в стенных росписях, работал в технике литографии, создавая обаятельные образы простых людей Мексики. Альберто Бельтран проявил себя как мастер изобразительного рассказа, умело строящий сюжет, используя выразительность детали. Его цикл «Автобус бедняков» – гравюры на линолеуме 1954 года – отмечен и разнообразием типов, и тонкостью наблюдений. Артуро Гарсия Бустос, ученик Риверы, чрезвычайно эмоционален – то нежно лиричен, то достигает большой трагической силы (цикл «Свидетельство о Гватемале» 1957 года). «Мастерская народной графики» продолжала деятельность до 1960-х годов. И то, что было создано прогрессивными мексиканскими графиками, остается одной из вершин искусства XX века. Художники многих стран, работающие в области политической графики, часто обращаются и будут обращаться к опыту мастеров мексиканской графики, остросоциальной, гражданственной направленности их искусства.
Политические заключенные в Гватемале. Гарсиа Бутос. Линогравюра. 1957 г.
|
Староста деревни. Пабло О'Хиггинс.
|
Факелы. Л. Мендес. Линогравюра. 1948 г.
|