Андромаха
(греческая мифология)
Дочь Ээтиона, родом из Фив плакийских (либо дочь Андремона), супруга Гектора, — вождя троян в их войне с греками. Именуется «внучкой Дардана». Один из благороднейших образов Илиады Гомера, воплощение идеала преданной и любящей жены; сцена ее прощания с Гектором в VI книге пользуется всеобщей известностью.
Во время Троянской войны Фивы были взяты и разорены Ахиллом, который убил Ээтиона и семерых братьев Андромахи. В «Илиаде» Андромаха представлена верной и любящей женой Гектора, предчувствующей грозящую ему опасность (в сцене прощания Гектора с Андромахой) и горько оплакивающей мужа после его смерти (XXII 437—515; XXIV 723— 746). После взятия Трои ахейцами Андромаха лишается своего единственного сына Астианакта и как пленница сына Ахилла Неоптолема (Пирра) следует за ним в Грецию. В трагедии Еврипида «Андромаха» изображена её горькая доля и притеснения со стороны жены Неоптолема Гермионы. После гибели Неоптолема в Дельфах Андромаха переселяется в Эпир вместе с Еленом, чьей женой она становится. В Эпире Андромаху застаёт во время своих странствий Эней. От Неоптолема Андромаха имела трёх сыновей, в том числе Молосса (героя-эпонима царства молоссов в Эпире) и Пергама; вместе с Пергамом Андромаха после смерти Елена вернулась в свою родную землю Мисию, где Пергам основал город, названный его именем. В историческое время здесь существовало святилище, посвящённое Андромахе.
Сцена прощания Гектора с Андромахой воплощалась в античном изобразительном искусстве, с 15 века — в европейском искусстве (вначале в книжной миниатюре, затем в живописи: Г. Лересс, А. Куапель, Дж.Б. Тьеполо и др.; в России в 18 веке — А.П. Лосенко «Прощание Гектора и Андромахи»); в 17—18 веках получил распространение сюжет «скорбящая Андромаха» (Ж.Л. Давид, Э. Вехтер и другие)
В европейской драматургии трагическая судьба Андромахи послужила сюжетом для ряда трагедий. В 17—18 веке созданы трагедии: «Андромаха» Расина, «Андромаха» А. Дзено (послужила либретто для ряда итальянских опер) и др., в 20 веке «Андромаха» Э. Поссарта, «Пирр и Андромаха» Ф. Брукнера и другие. В 18 — начале 19 века: свыше 20 опер — «Андромаха» Н. Порпоры, А. Саккини, А.М. Гретри, Дж. Паизиелло, «Астианакт» Дж.Б. Бонончини, Л. Винчи, Н. Иоммелли, Р. Крейцера и др. В 20 веке — «Андромаха» К. Сен-Санса (музыка к постановке трагедии Расина), «Прощание Андромахи» С. Барбера (симфоническая поэма) и другие.
![Прощание Гектора с Андромахой (А.П. Лосенко, 1773 г.)](http://anrimatiss.ru/cms.ashx?req=Image&imageid=01e95278-52d8-4f8d-a72b-59feda68fd83) Прощание Гектора с Андромахой. А.П. Лосенко. 1773 г.
|
![Прощание Гектора с Андромахой](http://anrimatiss.ru/cms.ashx?req=Image&imageid=47239acb-3a89-41b3-83a5-14ead3833fae) Прощание Гектора с Андромахой. С.П. Постников. 1863 г.
|
![Андромаха и Астианакc (А. Магнан, гравюра)](http://anrimatiss.ru/cms.ashx?req=Image&imageid=07f5dfd1-d574-4631-8347-a9301139b2d2) Андромаха и Астианакc. А. Магнан. Гравюра.
|