Минаи
(от персидского мина - эмаль, минаи - эмалевый)
Вид художественной керамики из светлой высококремнезёмистой массы высокого качества (в Средней Азии получила название кашина) с полихромной росписью кистью легкоплавкими эмалями. Наносится верхним слоем на бирюзовую или кремовую (редко ультрамариновую) непрозрачную плотную глазурь. Керамика такой разновидности создавалась в Иране в 12 – начале 13 в. (основные центры - Рей и Кашан, возможно, Саве). Роспись минаи имеет все художественные особенности миниатюрной живописи; стилистически в основном близка «багдадской» (месопотамской) школе миниатюры. Основные особенности данного типа керамики – яркая роспись, полихромная палитра с использование эмалей и позолоты. Название происходит от особенного художественного эффекта - керамика напоминает египетские и сирийские изделия из стекла.
Техника этой надглазурной росписи состояла в нанесении быстрым мазком кисти прозрачных цветных эмалей на поверхность сосуда, затем подвергавшегося легкому обжигу. Сосуды типа «минаи» меньше люстровых, они более камерны, всегда тонкостенны и легки, их пропорции изысканнее. Иранские мастера, не знавшие секрета производства фарфора, сумели создать из глины изделия удивительной тонкости и изящества. Изготовление минаи требовало двойного обжига и дорогих ингредиентов. Роспись по глазури выполнялась стекловидными красками.
Изображения на керамических изделиях минаи свидетельствуют о существовании воодушевленной традиции персидских иллюстрированных рукописей этого периода, которая теперь потеряна. Действительно, и минаи, и персидский люстр изображают изобразительную и поэтическую тематику из персидской литературы, такой, как эпопеи Шахнаме или романа Варкава Гулшан, изображая воинов, героев, возлюбленных и фантастических животных. Поверхность чаш, небольших блюд, прямостенных бокалов покрыта играющими радостными красками, изображениями маленьких, похожих на куколок человечков, то скачущих на конях, то играющих на музыкальных инструментах, то пьющих вино или просто беседующих друг с другом, разнообразных зверей и птиц, а иногда, хотя и очень редко, целыми связными повествованиями. В отличие от люстровой росписи в посуде «минаи» ярче выражены живописные тенденции декора. Орнаментальное заполнение фона здесь не играет существенной роли.
Система росписи строится на основе красочных пятен, которые приобретают особую звучность благодаря тому, что многоцветные фигурные изображения помещены на гладком светлом фоне глазури, голубой, розовой, а чаще всего кремово-белой. Метод применения цветных пигментов минаи на уже глазурованный фриттовый сосуд позволял гончару расширять его цветовую палитру и добавить синий, зеленый, красный, фиолетовый, коричневый, черный, розовый цвета и позолоту, которые затем вторично закрепляли низкотемпературным обжигом. В результате сочетания разных цветов образуется общий, единый по тону красочный аккорд, сильный и вместе с тем мягкий, многоцветный, но лишенный всякой пестроты. Одна из характерных особенностей «минаи» — органичное сочетание яркости колорита и четкости линейного рисунка. Это достигается тем, что звучные красочные пятна на плоскости сосуда очерчены неплавкой черной краской — темным контуром, который называют «мертвым краем».
Изображения отличаются свободой, динамикой, непринужденностью. Те же, что и в люстровой керамике, луноликие персонажи с короткими округлыми телами, кажется, написаны стремительным и легким движением кисти.
Посуда с росписью минаи.
|
Саве с росписью минаи.
|