Маковский Константин Егорович
(2 июля 1839 г. — 30 сентября 1915 г.)
Известный российский художник, мастер живописи, представитель академического романтизма, присоединившийся к передвижникам. Многие из его исторических картин, как например «Наряд русской невесты» (1889 г.), демонстрируют идеализированный взгляд на жизнь в России в предыдущие столетия.
Биография.
Константин родился в Москве, старшим сыном в семье российского деятеля искусств и художника-любителя, Егора Ивановича Маковского. Егор Маковский был основателем «Натурного класса», художественного училища, которое потом стало известно как Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Среди друзей семьи были Карл Брюллов и Василий Тропинин. Все дети Егора Ивановича стали выдающимися художниками. Позднее Константин писал: «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу». В 1851 году Константин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где он стал первым студентом, легко получая все доступные награды. Его учителями были М.И. Скотти, А.Н. Мокрицкий, С.К. Зарянко, все — ученики Карла Брюллова. Склонность Маковского к романтизму и декоративным эффектам можно объяснить влиянием Брюллова.
В 1858 году Маковский поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. С 1860 года он участвовал в выставках Академии. В 1863 году Маковский, вместе с 13-тью другими студентами, выбранными для участия в конкурсе на Большую золотую медаль Академии, отказался писать картину на тему Скандинавской мифологии и покинул Академию, не получив диплом.
Получил академическую золотую медаль за мелодраматическую картину "Агенты Дмитрия Самозванца убивают Бориса Годунова" (1862 г.), решенную всецело в русле романтического историзма. Написал немало сентиментальных типажей и сценок из "народного быта", в том числе популярных "Детей, бегущих от грозы" (1872 г.) и трогательный образ старого слуги "Алексеича" (1882 г.). Проявил себя как крупный мастер портрета ("Оперный певец О.А. Петров", 1870 г.). Однако подлинный авторитет завоевал полотном "Балаганы на Адмиралтейской площади" (1869 г.), где придал жанровой сцене невиданный монументальный размах, представив в этом масленичном гулянье образ "всего Петербурга", как заметил В.В. Стасов, оценивший картину весьма высоко. Здесь проявился его главный дар: талант художника-режиссера, умеющего к тому же придавать своим вещам особый колористический лоск. Этот лоск вкупе с усиливающейся любовью к экзотическим и средневековым, далеким от "злобы дня" темам надолго закрепили за Константином Маковским репутацию "салонного художника", наглядным укором которому как бы служил его более политически ангажированный младший брат.
Однако на деле искусство мастера было (подобно искусству "салонного" Г. Семирадского) в высшей степени стилистически перспективно, открывая прямую дорогу к символизму и модерну с их упоением ослепительной, сверхреальной красотой. Развитию же "режиссерского" дара способствовала любовь мастера к домашним оперным спектаклям, в которых он сам выступал как незаурядный певец.
Вырабатывая свой собственный изящный и эффектный стиль, К. Маковский стал постепенно отходить от коллективных форм художественной жизни, превращаясь в "маэстро" с определенным кругом излюбленных тем, жанров и приемов живописи. Еще в ранние годы художник писал портреты на заказ, а вскоре превратился в модного портретиста. Прозрачная подвижная фактура, красочность и внимание к красивому антуражу стали главными причинами небывалого успеха живописи Маковского.
Сказочная живописность Востока воплотилась в масштабном полотне "Возвращение священного ковра из Мекки в Каир" (1876 г.). В 1880-е — 1890-е годы Маковский часто обращался к русской истории 17 в., написав целый ряд пышных "боярских пиров" и "свадеб", которые имели шумный успех за рубежом ("Поцелуйный обряд", 1895 г.). Особым размахом, массой ярких деталей отличается огромное полотно "Минин на Нижегородской площади" (1896 г.), написанное для Нижегородской ярмарки и помещенное в специальном павильоне. В поздний период Маковский пожинал плоды успеха, коммерчески варьируя удавшиеся мотивы. В 1915 году он участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени.
Маковский стал жертвой несчастного случая (в его экипаж врезался трамвай) и скончался в 1915 году в Санкт-Петербурге.
Сын Маковского, Сергей Константинович — известный деятель русской культуры Серебряного века (впоследствии один из первых предложил это название), художественный критик, издатель журнала «Аполлон».
Портрет Марии Михайловны Волконской.
|
Святочные гадания. Константин Маковский. 1890-е г.
|
Дети, бегущие от грозы.1872 г.
|