Малые голландцы
(«голландский стиль», «голландское барокко»)
Художественная школа голландской живописи XVII в., в которую условно объединяются мастера пейзажной и бытовой жанровой картины небольшого размера, отсюда название. Особенности живописи малых голландцев были обусловлены историческим развитием голландского искусства, а также конъюнктурой рынка. Картины «малых голландцев» предназначались не для дворцов или храмов, а для скромного интерьера обычного жилого дома и отличались особым интимно-камерным характером изображения. Их покупали горожане, ремесленники и даже крестьяне. Они висели буквально в каждом доме. Такого еще не бывало в истории искусства. Художественная жизнь «золотого века» голландской живописи, каким по праву считается XVII столетие, отличалась огромной продуктивностью. В маленькой Голландии насчитывалось более двух тысяч живописцев, а вместе с южными Нидерландами — более трех.
Новаторские достижения «малых голландцев» составляют светский реализм, обращение к отображению в картинах реального окружающего мира и человека без подведения под определенный идеал, сложение развитой и очень дифференцированной системы жанров, разработка системы тональной живописи. Творчество художников в основном соответствует трем основным этапам развития голландского искусства:
- 1620-е — 1630-е г. — утверждение реализма в национальной живописи;
- 1640-е — 1660-е г. — расцвет художественной школы;
- 1670-е — начало 18 века — упадок искусства Голландии.
На первом этапе ведущим художественным центром был Харлем, важным фактором являлось влияние Ф. Халса. На втором центр искусств перемещается в Амстердам, привлекающий художников из других городов, актуальным становится влияние Рембрандта и Яна Вермера.
Отличительные черты голландской художественной жизни:
- Так как кальвинизм не признавал церковного искусства вообще, то голландские художники потеряли очень выгодного заказчика – Церковь, им пришлось отказаться от религиозных сюжетов и искать новые. Окружающая действительность заинтересовала мастеров.
- Картины стали писать небольшого размера, так как они предназначались не для храмов и дворцов, а для интерьера обычного жилого дома, иногда очень даже скромного. Вот почему голландских мастеров XVII века называют «малыми голландцами».
- Заказчиками были горожане и ремесленники, а иногда даже крестьяне. Никогда не бывало такого в истории живописи, чтобы картины висели почти в каждом доме.
- XVII век - золотой век голландской живописи, он отличается огромной продуктивностью. Можно сказать, что художники налаживали конвейер по производству картин, писали их целыми партиями, до пяти картин в неделю.
- Каждый художник работал в каком-то одном жанре, более того, внутри каждого жанра была своя специализация, например, кто-то писал только вечерние и ночные пейзажи, кто-то только натюрморты-завтраки, кто-то цветы, и так далее. Ничего подобного не было ни в одной художественной школе другой страны.
- Часто случалось так, что над одной картиной трудился коллектив художников, один писал пейзаж, другой людей, третий и четвёртый ещё что-нибудь.
Как уже сказано, художники писали картины целыми партиями, деля с торговцами доходы, и часто налаживали настоящий конвейер по их производству. В среднем голландский живописец, специализирующийся в «малом жанре» пейзажа, натюрморта, исполнял от двух до пяти картин в неделю. В подавляющем большинстве случаев индивидуальные различия стиля и манеры живописцев были не столь существенны, и на первый план выступал жанр, сюжет и отработанная совместно стилистика школы. Ни в одной другой национальной школе, кроме голландской, так далеко не заходила специализация живописцев внутри каждого жанра.
Арт фан дер Hep писал только вечерние и ночные пейзажи, Хендрик Аверкамп — зимние, Эгберт фан дер Пул — «ночные пожары». Корабли на рейде писали Я. Порселлис и С. де Флигер, виды равнин — Ф. Конинк, интерьеры церквей — П.Я. Санредам, А. де Лорм, натюрморты-завтраки П. Клас и В.К. Хеда, цветы - К. де Хем. Мастерами бытовых сцен в интерьерах были П. де Хох, Ф. Мирис, Г. Метсю, Г. Терборх. Обычным делом стала совместная работа различных художников над одной картиной — один писал небо, другой — зелень, третий — фигуры, а также изменение подписей художников с целью более выгодной продажи, бесчисленные повторения, тиражирование и варьирование наиболее удачных с коммерческой точки зрения картин, дописывания, подновления и переделки старых. На широкую ногу был поставлен конвейер по производству картин в мастерской М. фан Миревелта в Гааге.
Но удивительно, несмотря на свои малые размеры и специализацию живописцев, вынужденных, как и все ремесленники, чутко реагировать на вкус публики и характер спроса, картины «малых голландцев» — подлинные жемчужины мировой живописи. Они отличаются отточенностью формы, ясностью композиции, цветовых решений и ювелирной техникой. Черные лакированные рамы придают им еще большую красоту. Благодаря мастерству художников, многие картины выглядят современней самой современной живописи.
В 18 и 19 в. в произведениях «малых голландцев» видели только имитацию реальности и восхищались правдоподобием и виртуозным воплощением красоты материального мира. Выставки и публикации преимущественно голландских искусствоведов 1970-х — 1980-х г. показали, что во многих картинах скрыты аллегории пяти чувств или времен года, любовная эмблематика, намеки на народные пословицы, понятные современникам, но с течением времени утраченные.
К малым голландцам относились: Рейсдал, Г. Доу, Я. Стен, А. Кейп, Остаде, Хендрик Аверкамп, Эгберт фан дер Пул, Я. Порселлис, С. де Флигер, Ф. Конинк, П.Я. Санредам, А. де Лорм, П. Класс, . К. Хеда, К. де Хем, П. Де Хох, Ф. Мирис, Г. Метсю, Г. Терборх, Ян Вермеер Делфтский.
"Скрипач". Адриан ван Остаде.
|
Болото. Я. Рейсдал.
|
"Учитель". Адриан ван Остаде.
|