Муляж
(по-французски moulage, от mouler - отливать в форму)
Точное воспроизводство, копия предмета (например, скульптур, архитектурных деталей, некоторых экспонатов в музеях и на выставках) из гипса, воска, глины, папье-маше и других материалов, часто раскрашенная. Служит в основном наглядным пособием. Также массовое тиражирование произведений классической скульптуры, необходимое для учебных целей, для театральных постановок, для осуществления мошенничества и т. д. Также слепок или модель предмета в натуральную величину, точно передающие форму предметов, строение их поверхности, окраску.
Муляжи отличаются дешевизной, прочностью, подчёркнутой выразительностью внешней формы (при их изготовлении обычно отказываются от воспроизведения деталей, не видимых зрителю). Впервые бутафорские предметы появились одновременно с появлением театра. Широко применялась бутафория в итальянской комедии дель арте.
Вторая Мировая война дала новый толчок развитию муляжей. Изготавливались муляжи танков, артиллерийских орудий, складов с целью обмана противника, сосредоточив его внимание на бутафорских, а не реальных силах, представляющих какую-либо угрозу. Муляжи видеокамер применяются в настоящее время там, где существует угроза хулиганства или краж. Муляжи видеокамер понижают вероятность этих правонарушений на 36%.
Различие между типами муляжей можно провести по нескольким параметрам. Во внешнем виде они отличаются только в том плане, что бывают муляжи, повторяющие размеры предмета, а также муляжи - увеличенные или уменьшенные копии предметов. Это зависит от тех целей, которым служит муляж. С другой стороны, она предлагает классификацию муляжей по технологии изготовления или скорее по материалу, который лежит в основе технологии. Существуют муляжи, изготовленные из папье-маше (технология создания необходимой формы предмета путем наложения друг на друга слоев бумаги), из пенопласта, пластика, поролона и ткани, воска и так далее. Муляжи бывают:
- В натуральную величину (пенопласт с восковым покрытием и ручной раскраской, пластик, папье-маше, каучук);
- Увеличенного размера (проволочный каркас, покрытый в несколько слоёв тканью и грунтовкой, раскрашенный вручную или папье-маше).
Существует множество технологий производства муляжей, однако качественная продукция такого рода - это всегда ручная работа, поэтому каждый отдельный продукт, сделанный вручную, не похож на другой.
Технологии изготовления муляжей автоматизированы на некоторых этапах:
- Муляжи формуются на специальном автомате из пенопласта, затем (автоматом же) покрываются несколькими слоями воска, затем им придаётся фактура (например, фактура апельсиновой корки). Раскрашиваются такие муляжи вручную и затем (в случае необходимости) на них наносится покрытие (пух для персиков, ворс для киви и т.п.);
- В случае, если муляжи значительно превышают по размерам оригинальный продукт (например, двухметровый апельсин), изготавливается каркас из пластика и проволоки, который покрывается несколькими слоями ткани. Затем ткань покрывается грунтовкой, которой придаётся нужная фактура и затем муляж раскрашивается - опять же вручную.
Первое, что создается при изготовлении муляжей - это форма предмета. Здесь в основу ложатся различные материалы - папье-маше, поролон, пенопласт, пластик. Если фигура объемная, то необходим металлический каркас, который способен держать форму. Далее следует отделка, также осуществляемая вручную.
Сандвич треугольный. Муляж.
|
Муляжи сотовых телефонов.
|
Муляж суши Тунец (магуро).
|