Могольская школа миниатюры
(могольская живопись, могольская школа, могольский стиль)
Одна из основополагающих школ индийской живописи, развивавшаяся при дворе династии Великих Моголов (XVI — XIX века). Сложилась на основе местных традиций, под влиянием иранской и среднеазиатской миниатюры, европейской живописи и графики. Для произведений характерны динамичные композиции на декоративном пейзажном фоне, портреты, изображения зверей, птиц, цветов.
Могольская миниатюра, в отличие от раннеиндийской, создавалась на бумаге и служила главным образом для иллюстрирования дневников и мемуаров правителей. Наиболее полно особенности могольской миниатюры проявились во второй половине XVI - начале XVII в. Собранные правителем Акбаром со всех областей Индии художники-миниатюристы придали могольской живописи национальный колорит, проявившийся в каждой детали рисунка, характерных чертах персонажей. Особенно популярными в конце XVI стали героико-исторические сюжеты, повествующие о битвах, походах, путешествиях могольских правителей, а также рисующие сцены народной жизни. Индийская могольская миниатюра отмечена живым интересом к природе. Таким образом, для раннего этапа развития школы, связанного с творчеством приглашенных в Индию Мир Сеида Али из Тебриза и Абдас-Самада из Шираза, характерны насыщенные действием многофигурные композиции, развернутые на фоне условно и декоративно трактованного пейзажа.
Миниатюрам второй половины 16 – начала 17 века присущ интерес к индивидуальности человека, документальное отражение событий, точная передача текста. Стремление к детальной передаче исторических событий ярко проявилось в серии миниатюр, иллюстрирующих мемуары султана Бабура (вторая половина 16 в.) - основателя династии Великих Моголов. Точно следуя за текстом, яркие красочные рисунки помогают живо представить происходившие события. В центре миниатюр всегда изображен сам герой повествования, окруженный толпой придворных. Пейзаж, нередко объединяющий отдельные планы, оживляет действие.
Создание грандиозных циклов миниатюр требовало участия большого количества художников. Каждый из них специализировался на изображении отдельных элементов - пейзажа, костюмов, форм архитектуры. Миниатюристы писали яичными красками, наносимыми тонкой кисточкой плотным слоем на специально обработанную бумагу. Произведения отличались высоким мастерством, близким к ювелирному искусству.
С течением времени картины-миниатюры приобретают станковый характер, в них появляются полутона. Начиная с первой четверти 17 века господствующим жанром становится портрет. Подчёркнутая индивидуализация, а иногда и психологическая характеристика портретируемого контрастирует со схематизмом и каноничностью композиции. В миниатюрах 17 в. заметно и стремление мастеров избежать плоскостности изображения. Применяя прием светотени при помощи размывания красок, художники создавали иллюзию уходящего вдаль пространства. Однако поиски новых путей, отход от средневековых традиций и правил сопровождались утратой прелести и изысканной декоративности прежних образов. Поэтому в XVIII в. могольская миниатюра теряет свою значимость, а развитие получают местные школы живописи, сохранившие и развившие древние традиции стенописи и узоров на пальмовых листах.
Со второй четверти 17 века появляется анималистический жанр; изображения цветов, зверей, птиц отличаются достоверностью. В миниатюрах 18 в. утрачиваются реалистические черты, преобладают сухость, безжизненность. Традиции могольской школы миниатюры были восприняты миниатюристами северных районов Индии и Декана.
Правитель Аурангзеб (1658 — 1707 г.) не одобрял увлечения живописью и велел закрыть большую часть мастерских; по иронии судьбы, в его правление была создана значительная часть признанных шедевров могольской школы. При Мухаммад Шахе (1719-1748 г.) началось её кратковременное возрождение, но к началу XIX века могольский стиль окончательно исчерпал себя. С кризисом могольской миниатюры связано развитие других живописных школ (например, раджастханской при дворе правителей-раджпутов или так называемого «стиля Ост-Индской компании»).
Радха в лунном свете. 1650 год.
|
Иллюстрация к «Бабур-наме». 1598 год.
|
Страница из альбома Кеворкиана. Гуашь на бумаге. 1630 г.
|