Монохромия
(от греческого monos - один и chroma - цвет)
Буквально - одноцветность. В изобразительном искусстве монохромный - выполненный оттенками одного цвета. Термин "монохромия" часто употребляется по отношению к произведениям искусства, выполненным в одном тоне какого-либо цвета или его тональных градациях (окрашенным в один цвет). В колористике так называется цветовая композиция (система), в которой доминирует какой-либо один хроматический цвет или его оттенки по цветовому тону, яркости или насыщенности. В том и другом случае композицию могут дополнять ахроматические цвета. Монохромным может быть произведение графики и живописи, например гризайль. Монохромные изображения встречаются в народном и декоративно-прикладном искусстве, например орнаменте.
Природа дает образцы монохромии не столько в космическом «широкоформатном» пейзаже, сколько в отдельных деталях его, или же в отдельно взятых изделиях природы. Так, облачное небо в полдень — это синий в сочетании с белым и серым; поле, покрытое всходами злаков - зеленое; море, может быть голубым, синим, зелено-голубым, а по наблюдениям Гомера оно пурпурное, или виноцветное. В мире искусства монохромии занимают более обширное место, чем в природе. Ведь какая-нибудь птица или дерево в природной ситуации — мелкая деталь, в искусстве же этот предмет, изображенный на фоне и заключенный в раму, представляет собой весь мир со своими законами и своим более или менее глубоким смыслом, и в этом мире господствует один цвет; этот мир в целом монохромен.
Такая цветовая система наиболее экономна, она щадит нервную энергию и художника, и зрителя, не требуя от него переключения в различные хроматические регистры. Монохромия дает возможность сосредоточить внимание зрителя на какой-либо одной мысли, эмоции, чувстве, ассоциации. Наконец, если главным средством художника является форма, то ему нет необходимости в широкой палитре — ведь цвет вступает в конфликт с формой и может даже разрушить ее. Творец нашего мира любит сочетать разные краски; он заботится о целом, о гармонии общего и совокупного. Художник же наполняет мир своей картины отзвуками своих внутренних импульсов, идей, переживаний. Поэтому живописец интровертного типа предпочитает монохромию другим цветовым системам.
В истории живописи Нового времени монохромные произведения преобладают в европейском барокко ХVII века: Рембрандт, Креспи, Фетти, Караваджо, Каналетто, Гварди, малые голландцы, мастера «внестилевого направления». Позже, в конце ХIХ - начале ХХ века появляется метафизическая живопись со своей сосредоточенностью, интровертностью и обособленностью от реального мира. Виднейшие ее представители — Моранди, Карра, Кирико работают двумя-тремя сближенными красками, не считая ахроматических.
Аналитический кубизм также пользуется узкой палитрой, в которой доминирует античная «четверка цветов Плиния» — красный, желтый, белый, черный. Не забудем, что здесь красный — это железоокисная краска, а желтый — охра. Эти две краски родственны, так как обе окрашены окислами железа; поэтому они образуют монохромное сочетание.
У живописцев и поэтов середины ХХ века монохромия в насыщенном колорите с доминантой чистого цвета обычно выражает крайне напряженное состояние психики, острые эмоции на грани истерики. Таковы, например, немецкие экспрессионисты, т.н. «новые дикие». В истории известны примеры особого пристрастия царственных особ к пурпуру. Костюм византийских василевсов был с точки зрения гармонии слишком монотонным, но психологически впечатляющим. Василевс был одет во все пурпурное, расписывался пурпурными чернилами, и даже в раннем детстве был укутан в пурпурные пеленки (как свидетельствует Никита Хониат). Особое место в истории монохромной живописи занимает творчество Н.К. Рериха. Лучшие его картины, поражающие силой религиозного чувства, выдержаны в глубоких синих, красных, пурпурно-фиолетовых тонах.
Использование монохромии в других областях:
- Оптика: Световая эмиссия в очень узком частотном и/или волновом диапазонах;
- Фотография: Снимок или фильм, на котором изображение заснято лишь в различных оттенках серого или какого-либо другого - но обязательно одного цвета;
- Информатика: Модуль изображения только в двух цветах. Монохромные мониторы имеют экраны, показывающие изображение лишь в чёрно-белом, чёрно-зелёном или чёрно-жёлтом цветах.
Странник светлого града. Н.К. Рерих.
|
Супрематизм. Казимир Малевич.
|
Вода. Студенческая работа.
|