Главная > Гостевая > Словарь "Искусство"


  


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Шеллак


(по-голландски schellak)

Разновидности шеллакаПриродная смола, вырабатываемая насекомыми — лаковыми червецами (Laccifer lacca), паразитирующими на некоторых тропических и субтропических деревьях в Индии и странах Юго-Восточной Азии. Эти насекомые в период роения садятся на ветки деревьев и питаются древесным соком. В процессе пищеварения они превращают сок в смолистое вещество, которое выделяют.

Корку лака с веток собирают в июне и ноябре и подвергают измельчению, промывке и сушке для получения сыпучей лаковой массы. Помещенный в парусиновые мешки с добавкой 2—3% сульфида мышьяка измельченный лак расплавляют над огнём древесного угля. Расплавленный лак продавливают сквозь парусину, вновь расплавляют и отливают в прямоугольные формы. Опытные мастера путём вытяжки, требующей большого искусства, получают из прямоугольных брусков листы готового шеллака.

При открытом хранении шеллака растворимость его со временем падает. Для растворения старого шеллака его предварительно заливают эфиром для набухания и затем распускают в этиловом спирте. Чтобы повысить эластичность и упругость лакового покрытия, в раствор шеллака добавляют небольшое количество касторового масла или венецианского терпентина.

Цвет шеллака — от светло-коричневого до тёмно-коричневого, иногда бурого. Сырой продукт — гуммилак — бывает или в виде зёрен или в виде палочек. В зависимости от способа переработки сырого продукта различают следующие сорта шеллака: тёмный, оранжевый, рубиновый, бледный и белый.

Шеллак производится в виде характерных пластинок (листовой шеллак), в виде круглых лепёшек (пуговичный шеллак) и, наконец, в виде палочек. Все сорта шеллака пригодны для получения чёрных аппретур. Вследствие дороговизны, шеллак часто фальсифицируется примесью канифоли (гарпиуса), наличие которой при некотором опыте можно определить по внешним признакам: в данном случае листки шеллака становятся хрупче и с более блестящим изломом. Шеллак хрупок и ломок, при нагревании плавится и горит светящимся пламенем, не растворим в воде, растворяется в спирте, растворах буры, нашатырном спирте, углекислых щелочах и других растворителях, при растворении в спирте осаждается нерастворимое вещество, так называемый шеллачный воск, в горячем спирте растворяется целиком, но при охлаждении выделяет шеллачный воск.

Шеллак в употребленииПрименяется шеллак для приготовления лаков, сургучей, политур, замазок, в шапочноваляльном производстве (раствор шеллака в буре применяется для покрытия фетровых шляп с целью сделать их непромокаемыми), в производстве граммофонных пластинок (вместе с тяжелым шпатом, глиной, сажей и волокнистыми материалами), в электротехнике — как изоляционный материал, для приготовления туши и для других целей. В лаковом производстве применяется также отбеленный шеллак. Обесцвечивают шеллак костяным углём, хлорной известью и другими отбеливающими средствами. В последнее время применяется искусственный шеллак, представляющий собой продукт конденсации фенола или крезола с формальдегидом.

Шеллак широко используется при изготовлении изоляционных материалов, фотографических записей и т.д. Лак шеллак использовался иконописцами для лакирования законченного произведения иконной живописи, а также по завершении реставрации икон.

Этот подарок из мира насекомых стал замечательным отделочным средством для мастеров деревообработки.

Сегодня шеллак — один из наиболее ценимых веществ для отделки древесины. Но так было не всегда. До 1920-ых годов, когда появился лак, шеллак был основным материалом для отделки на мебельных фабриках и в небольших мастерских. Он продолжал оставаться любимым материалом профессионалов для обработки дешёвых пород дерева и полов, а также домашних мастеров — для отделки всего, в том числе и мебели, — вплоть до 1950-х — 1960-х годов. Появились и широко распространились полиуретан и «втираемый» лак (лак, разбавленный вдвое с помощью растворителя и часто неправильно называемый «тунговым маслом»). Начиная с 1970 г., смесь льняного масла и лака (Watco Danish Oil) стала пропагандироваться как очень удобное в применении средство. В этот период, вместо того, чтобы поддерживать шеллак, его поставщики ограничились утверждением, что шеллак — хорошая грунтовка для пятен и сучков. Они также допустили преувеличенные слухи о слабой водостойкости шеллака, зато они увеличили срок хранения шеллака от одного до трёх лет. Шеллак медленно ухудшает свои свойства после того, как растворён в спирте. Примерно через год его скорость застывания или водостойкость обычно снижаются настолько, что это уже не позволяет его использовать как окончательную отделку для большей части поверхности мебели. Шеллак нужно использовать в течение года после приготовления из него раствора.

На сегодняшний день шеллак редко используется в качестве отделочного материала, за исключением случаев восстановления высококлассной старинной мебели. Это — очень большое недоразумение, потому что шеллак всё ещё остаётся одним из лучших отделочных материалов в большинстве работ, связанных с деревом и восстановлением отделочного покрытия.

Шеллак безопасен для людей, животных и растений после высыхания.

Шеллак светлый
Шеллак светлый.

Натуральный шеллак в жидком виде
Натуральный шеллак
в жидком виде.

Тёмный шеллак
Тёмный шеллак.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я


 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.