Главная > Гостевая > Интересное


  


Слово о полку Игореве

18.05.2008

В «Слове», самом известном (обычно считающийся величайшим) памятнике средневековой русской литературы, изображаются не только события несчастного похода на половцев новгород-северского князя Игоря в 1185 г., как об этом повествуется в летописях (в двух редакциях — южной и северной, по Ипатьевской летописи и по Лаврентьевской). Но и припоминаются события из княжеских междоусобиц, походов и удачных битв, начиная с древнейших времен. Художник В. ВаснПосле побоища Игоря Святославовича с половцами, Васнецовецов изобразил битву русских князей с половцами на своем полотне «После побоища Игоря Святославича с половцами». Большинство исследователей  датируют «Слово» XII веком (часто тем же 1185 годом, редко одним-двумя годами позже).

Рукопись «Слова» (входившая в состав сборника из нескольких литературных текстов) была обнаружена в Спасо-Преображенском монастыре (Ярославль) одним из наиболее известных и удачливых коллекционеров памятников русской старины — графом А. И. Мусиным-Пушкиным. Единственный известный науке средневековый список «Слова» погиб в огне московского пожара 1812 года, причём сведения об этом носят противоречивый и сбивчивый характер, что дало повод сомневаться в подлинности произведения.

«Два года тому назад, — писал неизвестный автор статьи из России, — открыли в наших архивах отрывок поэмы под названием „Песнь Игоревых воинов“, которую можно сравнить с лучшими Оссиановскими поэмами». Так первое печатное известие об открытии «Слова о полку Игореве» появилось за границей, в гамбургском журнале «Spectateur du Nord» 1797 г.

Первое издание 1800 г. появилось без всяких указаний на лиц, трудившихся над чтением памятника, над его переводом, его подстрочными объяснениями, преимущественно с исторической стороны, на основании «Российской истории» Татищева. Только на стр. VII предисловия, в примечании, замечено, между прочим: «Подлинная рукопись, по своему почерку весьма древняя, принадлежит издателю сего (гр. Алексею Ивановичу Мусину-Пушкину), который, чрез старания и просьбы к знающим достаточно хорошо российский язык, доводил чрез несколько лет приложенный перевод до желанной ясности, и ныне по убеждению приятелей решился издать оный на свет».

Всего сохранилось два полных воспроизведения текста «Слова» по Мусин-Пушкинской рукописи. Первое – это издание 1800 года, подготовленное Мусиным-Пушкиным, под заглавием: «Ироическая песнь о походе на половцев удельного князя Новогорода-Северского Игоря Святославича» (М., 1800). В конце книги приложены «Погрешности» и «Поколенная роспись российских великих и удельных князей в сей песни упоминаемых». Открыв памятник, граф Мусин-Пушкин сообщил о нем знатокам палеографии — Малиновскому, Бантышу-Каменскому и другим — и, разобрав его, составил свой собственный список, в который ввел разделение слов, предложений, заглавные буквы и пр. Этот список и лежал в основе издания. Второе воспроизведение – это снятая для Екатерины II в 1795 копия «Слова» («Екатерининская копия»). Копия эта издана академиком П.П. Пекарским в 1864 г. и П. Симони, более исправно, в 1889 г., в «Древностях и Трудах Московского археологического общества», ХIII т.


Севилья, Кафедральный собор

pic19Интерьер с девушкой. 1905-6. Холст, масло. Музей современного искусства, Нью-Йорк, США

Обнаженная спина. 1918.


18.05.2008 Первый портретист русского человека

Венецианов, в начале самоучка и позже - ученик Боровиковского, стал одним из первых портретистов простого русского человека. Его первая картина "Гумно" (1822-1823) ошеломила Петербург своей темой.  Этим полотном было положено начало целому направлению в живописи.

17.05.2008 Сатира И. Крылова

Отличный способ изображения недостатков русского общества нашли издатели сатирического журнала «Почта духов» - журнал был создан в форме переписки гномов с волшебником Маликульмульком. Печатал журнал И. Крылов в 1789 году, в типографии И. Г. Рахманинова, образованного и преданного литературному делу человека. «Почта духов» выходила только с января по август, так как имела всего 80 подписчиков; в 1802 г. она вышла вторым изданием.

19.03.2008 «Райские откровения» в творчестве великих художников

«Когда я начал писать, я почувствовал себя в раю...», - говорил о своем творчестве великий Анри Матисс. Но каков это был рай!






 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.