БРЕТОНСКИЕ ГРИЗАЙЛИ

1 - 2

Матиссу было двадцать шесть лет, когда он впервые выставился в Салоне живописи Национального общества изящных искусств на Марсовом поле.1 Он представил два натюрморта, «Интерьер мастерской» и «Читающую женщину», которые принесли ему успех, лестный для молодого художника: его избрали членом Национального общества.

Жребий был брошен. Анри Матисс начинает почетную карьеру ортодоксального художника под покровительством Каролюс-Дюрана2 и Жак-Эмиля Бланша. Во всяком случае, это можно заключить из слов одного явного недоброжелателя. Однако куда более проницательный Роже-Маркс так освещает истинное положение вещей: «В 1896 году Анри Матисс заявил о себе в Национальном обществе с необычайным блеском и был безоговорочно принят в ряды его членов... Однако громкому успеху Матисс предпочтет трудности борьбы и нелегкую честь быть удовлетворенным собой».

На одной лестничной площадке с Матиссом жил молодой художник Вери,3 работавший в весьма умеренной импрессионистской манере. Когда он поехал в Бретань, Матисс, чья живопись в ту пору отличалась глухими, темными тонами, отправился вместе с ним. В течение многих лет, со времени Понт-авенской школы,4 начиная с Гогена, Ван Гога, Серюзье, Эмиля Бернара5 и Мориса Дени, эта земля кельтов с изрезанными морем берегами необычайно сильно влекла к себе парижских художников.

Вери увидел в Бретани только мрак, зловещие тени, и живопись его тонула в темных тонах битума, столь милых сердцу «Черной банды» — Котте, Люсьену Симону6 и им подобным. Матисс же, совсем напротив, обрел там ту «упрощенность», которую воспринял Мофра7 у Гогена, художника из Ле-Пульдю.

Действительно, в то время как рисунок у Вери до бесконечности усложняется, у его товарища по путешествию он становится свободнее, исчезает все случайное и второстепенное, остаются лишь основные и вечные линии, и даже серые бретонские тона у Матисса подразумевают чистые цвета спектра.

«Я работал тогда в Бель-Иле, на диком побережье, на котором писал Моне», — рассказал мне об этом времени Анри Матисс.

Мы ведем разговор в его светлой квартире на бульваре Монпарнас, расцвеченном живыми и радостными красками; перед моими глазами полный движения морской пейзаж «Бель-Иль, Гульфар», написанный в те времена. Ему свойственно великолепие серого цвета Рейсдала, и в водяной пыли бьющихся волн, в потемневшем серебре грозового в рваных тучах неба царит поразительный светлый, перламутровый тон, предвещающий мастерство. В то время друг Матисса Эвенполь8 называл его «тонким Художником», превосходно овладевшим искусством серых тонов.

Гульфар... Клод Моне... Как не привести здесь описание этого уголка Бретани, принадлежащее перу Гюстава Жеффруа,9 одного из прекрасных бретонских писателей, биографа и друга Клода Моне: «Пор-Котон, Пор-Гульфар, Пор-Домуа; названия эти здесь встречаются на каждом шагу; они даны мысам и огромным глыбам с бесчисленными гротами, похожими на крепости, пустым берегам с остроконечными утесами и пирамидами камней, одиноко торчащими перед прибрежными обрывами, изъеденными морскими волнами, покрытыми мхами и лишайниками; это — напоминающие таинственные склепы впадины гротов, голые холмы, кое-где поросшие желтеющей осенней растительностью, округлые и мощные, как огромные, плохо обработанные каменные туловища каких-то толстокожих животных; это — скалы с причудливыми арками, мысы цвета железа и ржавчины, массивные, прямоугольные и высокие, как соборы, далеко выступающие и уходящие стенами прямо в море».


1 Салон Национального общества изящных искусств, или Салон Марсова поля, основанный в 1890 году в противовес старому Салону французских художников, отличался большим в сравнении с ним либерализмом, но официальный академизм господствовал и здесь.
2 Каролюс-Дюран Эмиль Огюст (1838 — 1917) — французский художник-академист, один из основателей Национального общества изящных искусств, был также директором Французской Академии в Риме.
3 Вери Эмиль (1868 — 1935) — французский пейзажист и портретист. Картина Матисса «Мост. Париж» 1895 года имеет надпись: «Эмилю Вери Дружеский сувенир».
4 Понт-авенская школа — художники, близкие к символизму, работавшие под большим влиянием Гогена в бретонском городке Понт-Авене.
5 Бернар Эмиль (1868 — 1941) — французский художник-символист.
6 «Черная банда», куда входили Шарль Котте (1863 — 1925) и Люсьеи Симон (1861—1945), была названа так из-за пристрастия к темным тонам. Многие картины этих художников вдохновлены пейзажами и крестьянами Бретани.
7 Мофра Максим (1861 — 1918), работал вначале в духе импрессионизма а затем оказался под влиянием Гогена, когда тот писал в Ле-Пульдю, деревне, расположенной в двадцати милях от Понт-Авена (1889 г.).
8 Эвенполь (или Эвенепул; 1872 — 1899) — бельгийский живописец, соученик Матисса по мастерской Гюстава Моро.
9 Жеффруа Гюстав (1855 — 1926) — французский художественный критик и писатель.

1 - 2

Предыдушая глава


Цумла. 1950. Вырезка из бумаги, гуашь. Государственный музей искусства, Копенгаген, Дания

лежащая обнаженная 1906

Ню, голубая IV. 1952.Вырезка из бумаги, гуашь. Музей Анри Матисса, Ницца, Франция



 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.