Главная > Анри и Лидия > Дары Лидии Делекторской русским музеям


  


Дары Лидии Делекторской русским музеям

 

 

 выставка

Впервые мысль поделиться принадлежащими ей сокровищами пришла к Делекторской в 1945-м. Желание помочь, принять участие в судьбе многострадальной родины сподвигло Делекторскую на то, чтобы подарить одному из российских музеев восемь рисунков Матисса. Выбор пал на Пушкинский музей в Москве, где уже хранилась великолепная, унаследованная от Щукина-Морозова, а затем Музея новой западной живописи коллекция прекрасных полотен художника.

Быстро и деловито составив письмо Матиссу с просьбой приобрести у него ряд нравившихся работ, она оговорила и условия дара. Он, уважая ее волю и понимая необходимость расширения одного из лучших в мире собраний своей живописи за счет произведений, выполненных в других техниках, и прежде всего рисунка, не возражал. Более того, к этому "букету" из восьми рисунков, как называла свой дар сама Лидия Николаевна, художник безвозмездно присовокупил еще один - девятый, выполненный углем рисунок, - "Женский портрет. Л.Н.Делекторская", входящий теперь в число лучших камерных произведений Матисса. Впрочем, уже тогда великий француз знал, что почти все, чем из его наследия владеет Делекторская, рано или поздно окажется в российских музеях.

Так и вышло. Она дарила много и самоотверженно, в Московский ГМИИ и Ленинградский Эрмитаж, но при этом всегда делала это со смыслом. Разделив работы на "его" и "свои", то есть те, которые были особенно близки и дороги Лидии Николаевне, она, не веря завещаниям и слишком хорошо зная о превратностях судьбы, постепенно и совершенно безвозмездно, при жизни, решила расстаться со всем, чем владела, самое драгоценное оставляя "на потом", но всегда неукоснительно соблюдая принятое решение. Результат этого - невиданная дотоле в российской столице коллекция произведений Матисса: более ста рисунков и гравюр, живопись, скульптура, керамика, личные вещи художника, а также ее собственные, во многих из которых Делекторская позировала Матиссу, переписка, фотографии, книги, рукописи с ее пометками.

Знакомство с творчеством Матисса без посещения выставки «Лидия Делекторская – Анри Матисс. Взгляд из Москвы» будет неполноценным.

В Музее личных коллекций (Волхонка, 14) идет экспозиция «Лидия Делекторская – Анри Матисс. Взгляд из Москвы». До самой смерти в 1998 году Лидия Николаевна оставалась ведущим консультантом в области матиссоведения и даже сама написала несколько книг, разозлившись на обилие вольностей и передержек у прочих биографов.

Материалы нынешней выставки – прямое следствие русских корней Делекторской. Любовью к родине, покинутой еще в детстве, объясняется обилие даров, преподнесенных ею сначала Музею нового западного искусства (ГМНЗИ), а затем и Пушкинскому. Не был обделен подарками и Эрмитаж, но заголовок «Взгляд из Москвы» ясно дает понять, что ГМИИ ограничивает экспозицию собственными фондами. Набирается, впрочем, немало интересного: четыре живописные работы Матисса, в том числе настоящий шедевр – натюрморт «Раковина на черном мраморе», множество рисунков тушью и еще больше эстампов, авторские малотиражные книги, пробные изразцы для знаменитой Капеллы Четок в Вансе, личные вещи, фотографии, – всего 228 каталожных номеров. Если еще вспомнить про исключительную подборку живописи фовистского и постфовистского периодов, размещенную по соседству, можно считать, что знакомство с Матиссом без посещения Волхонки заведомо ущербно.

Любопытно, что Делекторская не только передаривала России доставшееся ей даром, но и жертвовала произведения, приобретенные на свои деньги. В музейную витрину положены расписки художника, удостоверяющие, к примеру, факт получения им 1250 франков за рисованный «Цветок». Так Лидия Николаевна поздравила родную страну с победой над фашизмом: купила у патрона восемь работ и отправила их в Москву (девятый рисунок Матисс добавил уже от себя). Такое ощущение, что ностальгия прогрессировала у нее года от года: не представляя собственного возвращения в Россию, она отдавала сюда все самое дорогое и даже интимное из своего предметного окружения, вплоть до блузок и клипсов, в которых когда-то позировала. Пришлось создать в музее специальный именной архив, поскольку многие экспонаты трудно было бы пристроить в уже имеющиеся разделы.

На открытии выставки директор ГМИИ Ирина Антонова рассказала об испытанном ею шоке, когда при посещении русского кладбища Сен-Женевьев де Буа она наткнулась на могильный камень с именем Делекторской: за пару часов до того у них по телефону состоялась договоренность о встрече. «Я живу одна, зачем обременять хлопотами посторонних людей», – последовал спокойный комментарий. С той же предусмотрительностью Делекторская воздвигла себе кенотаф и в российской столице. И смотреть на него можно не с одной лишь печалью.


Ню на голубой подушке. 1924.

Музыка. 1939. Холст, масло. Художественная галерея Элбрайта Кноха, Буффало, Нью-Йорк, США

Ваза с подсолнухами. 1898. Холст, масло. Эрмитаж.



 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.