Главная > Книги > Заметки живописца > Приложения > III. Договоры А. Матисса с фирмой Бернхейм-Жён


  


III. Договоры А. Матисса с фирмой Бернхейм-Жён

1 - 2 - 3

Первый договор А. Матисса с фирмой Бернхейм-Жён. 1909-1912 гг.

Мсье Анри Матисс (Исси-ле-Мулино, Сена, ул. Кламар, 12) и фирма Бернхейм-Жён (Париж, ул. Ришпанс, 15) заключили договор о нижеследующем:

1. Все картины приведенных ниже и промежуточных размеров, которые мсье Анри Матисс напишет до 15 сентября 1912 г., он обязуется продать фирме Бернхейм-Жён, а та обязуется купить их у него, каков бы ни был их сюжет, по следующим ценам:
формат 50 фиг. — 1875 фр.
           » 40 фиг. — 1650 фр
           » 30 фиг. — 1500 фр
            » 25 фиг. — 1275 фр
           » 20 фиг. — 1125 фр
           » 15 фиг. — 900 фр
           » 12 фиг. — 750 фр
           » 10 фиг. — 600 фр
             » 8 фиг. — 525 фр
             » 6 фиг. — 450 фр,

Цена картины промежуточных размеров (форматы «пейзаж» и «марина» и нестандартные форматы) должна быть установлена в соответствии с их размером и приведенными выше ценами.

2. Кроме того, мсье Анри Матисс получает двадцать пять процентов от прибыли, полученной при продаже картин.

3. В случае, если мсье Анри Матисс продаст какую-нибудь картину до ее завершения третьей стороне, разница между приведенными выше ценами и продажной ценой должна быть разделена пополам между ним и фирмой Бернхейм-Жён.

4. Если фирма Бернхейм-Жён оставит у мсье Анри Матисса законченную картину и тот продает ее самостоятельно, то прибыль также должна быть разделена пополам.

5. Цены на картины, продаваемые мсье Анри Матиссом на условиях, изложенных в пунктах 3 и 4, должны быть по крайней мере в два раза выше указанных в пункте 1.

6. Работы, которые сам мсье Анри Матисс рассматривает как этюды, не подпадают под действие пункта 1 и последующих пунктов. Те этюды, которые он захочет реализовать, должны быть, однако, показаны Бернхейм-Жён, и по каждому из них может быть заключен отдельный договор. В случае, если стороны не придут к соглашению, фирма Бернхейм-Жён имеет право, но не обязана приобрести этюд по ценам, установленным в пункте 1.

7. По окончании картины мсье Анри Матисс уведомляет об этом фирму Бернхейм-Жён. При передаче картины он сообщает фирме обо всех сделанных ему предложениях относительно покупки данной работы.

8. Ни пункт 1, ни один из последующих пунктов не имеют обратной силы в отношении картин, написанных до этого соглашения, как-то: «Автопортрет», два полотна формата 50, пейзаж формата 20, два полотна около 40.

9. Мсье Анри Матисс может принять заказ на портрет или декоративное панно без всякой компенсации фирме Бернхейм-Жён. Как декоративные панно будут рассматриваться картины нестандартного формата, размеры которых определяются только архитектурой здания, для которого они предназначаются.

10. Фирма Бернхейм-Жён получает 25 процентов от заказов на декоративные панно и портреты, которые мсье Анри Матисс получил через ее посредничество.

11. При уплате неустойки в размере 30 000 франков и письменного уведомления, адресованного другой стороне, каждая сторона имеет право в любое время аннулировать это соглашение до окончания срока его действия.

12. В случае, если фирма Бернхейм-Жён уплачивает мсье Анри Матиссу неустойку в размере 30 000 франков, согласно предыдущему пункту, мсье Анри Матисс теряет всякое право на прибыль, которую фирма Бернхейм-Жён может получить от продажи картин, имеющихся у нее к моменту упомянутого выше платежа.

13. Этот договор не зарегистрирован. Если при каких либо обстоятельствах одна из сторон захочет его зарегистрировать, она примет на себя расходы по регистрации.

Подписано в Париже в двух копиях восемнадцатого сентября 1909 г.

(Подпись представителя фирмы)
Анри Матисс


1 Тексты пяти договоров А. Матисса с фирмой Бернхейм-Жён опубликованы А. Барром (Ватт. A.H.Jr. Matisse: His Art and His Public. New York, 1951) со следующим предисловием (приводится с сокращениями): «Фирма Бернхейм-Жён любезно предоставила копии полного текста договора с Матиссом за годы 1909—1926. Поскольку они имеют значительный исторический интерес, первый (договор. — Е.Г.) в переводе на английский язык дается здесь полностью, а последующие — в выдержках. В этих договорах картины оцениваются по размерам, и размер указан номером формата или пропорциями холста, принятого для фигурной живописи. Таким образом, «формат 50 фиг.» означает полотно размером 116x89 см; 40 фиг. = 100x81 см; 30 фиг. = 92x73 см; 20 фиг. = 73x60 см; 10 фиг. = 55x46 см; 5 фиг. = 35x27 см. Номера «пейзажей» такой же высоты, как номера «фигур», но более узкие. «Марины» еще уже».

Первый договор от 18 сентября 1909 г. был заключен на три года по предложению Феликса Фенеона, представителя фирмы Бернхейм-Жён.

1 - 2 - 3

Предыдущая глава.


Марокканец в Грециии. 1912-13. Холст, масло. Эрмитаж.

Интерьер в баклажана. 1911-12, гуашь, холст 1911-12. Музей живописи и скульптуры, Гренобль, Франция

Марокканец Амидо. Левая часть триптиха. 1912. Холст, масло. Эрмитаж.



 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.