Предпосылки возникновения импрессионизма
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
В середине 19 века бурно развивалась наука. Были сделаны важные открытия и изобретения, повлекшие изменения в изобразительном искусстве. Все это создало благоприятную почву для возникновения новых приемов в живописи.
Изобретение фотографического аппарата
В 1839 году был изобретен фотоаппарат. Причем сделали это одновременно два человека, не связанные друг с другом – Луи Даггер (Париж) и Г.Ф.Тальбот (Лондон). Появление фотографических карточек избавило художников от необходимости рисовать людей, события и зарисовки с мест происшествий. Отныне мастера мольберта и кисти получили большую свободу в выборе объектов для своих творений и манеры передачи их на холсте и бумаге.
Фотоснимки обогатили европейское искусство новыми ракурсами и композициями, которые заложили основу эстетических принципов импрессионизма. И, главным среди них стал принцип спонтанности: увидел — восхитился — запечатлел.
Развитие теории цвета
В 1839 г. произошло еще одно важное событие – парижским химиком Мишелем Эженом Шеврёлем были опубликованы результаты исследования о том, как глаз человека воспринимает разные цвета. Ему удалось выявить три основных цвета (красный, желтый и синий), которые при смешении дают все иные цвета. Так художники получили визуально оформленную в виде цветового круга систему смешивания красок.
Американец Джон Рэнд в 1841 г. оформил патент за оловянные тюбики для красок. Благодаря этому художники, работающие на пленэре, получили возможность брать с собой краски. До того им приходилось смешивать их в мастерской, разливая по стеклянным банкам, и носить с собой это громоздкое и легко бьющееся хозяйство. Компактные тюбики сделали гораздо больше для живописи на открытом воздухе, чем более важные открытия. И вскоре, по меткому замечанию неизвестного юмориста, количество художников в полях превысило количество крестьян.
Художники Барбизонской школы – первооткрыватели пленэрной живописи
Импрессионисты не были первыми, кто сделал ставку на пленэрную живопись. Первопроходцами в этом жанре были французские художники, принадлежащие к Барбизонской школе. Ее название произошло от небольшой живописной деревушки Барбизон, расположенной неподалеку от леса Фонтебло. Невозможно, даже приблизительно, подсчитать, сколько пейзажей подарили миру эти красивые места.
Старшее поколение художников, входящих в Барбизонскую школу, еще использовали в своих картинах принципы героического пейзажа. К ним относятся Ж.Дюпре и Т. Руссо. Молодые живописцы (К.Коро и Ш.Добиньи) сделали пейзаж намного реалистичней. Они убрали из него академическую идеализацию и украсили непосредственностью своего субъективного восприятия.
Мы наш, мы новый мир построим
Нужно сказать, что Барбизонской школе не удалось подняться на ту высоту в пленэрной живописи, которую сумели покорить импрессионисты. Однако роль художников этой школы в развитии французского пейзажа огромна, ведь они наметили пути дальнейшего развития жанра.
Клод Моне последовал наставлениям своего учителя Эжена Будена, который рекомендовал ему живописать на пленэре то, что созерцаешь, наслаждаясь воздухом и светом. Впоследствии это стало основным правилом французской пейзажной живописи в стиле импрессионизма.
В целом же, возникновение этого направления стало революцией в изобразительном искусстве. Импрессионисты отбросили все устаревшие, не соответствующие своему времени, принципы и подарило миру новую эстетику, основанную на прекрасных мимолетных впечатлениях и восхищении окружающим миром.
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
Лауретт в белом тюрбане. 1916. | Ваза с апельсинами. 1916. | Натюрморт с головой. 1916. |