1901-1905 годы.
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
1901 Едет на отдых и лечение после бронхита в Швейцарию, в Виллар-сюр-Оллон.
Начинает выставлять свои работы в Салоне Независимых. На выставке Ван Гога у Бернхейма-Жён Дерен знакомит Матисса с Вламинком.
Поездка в Шату, где работали тогда Дерен и Вламинк. Пишет «Мадам Матисс в костюме японки» (частное собр.). Создает скульптуру «Мадлен» I (круглое основание). Одна из отливок в бронзе — галерея Шарля Е. Слаткина в Нью-Йорке.
1902 Испытывая денежные затруднения, зиму этого года проводит с женой и тремя детьми в Боэн-ан-Вермандуа, у родителей.
Выставляет свои работы в галерее Берты Вейль в Париже, на улице Виктор Массе.
Пишет картину «Булонский лес» (Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина), являющуюся важной вехой для этого периода творчества художника, а также «Собор Парижской Богоматери в сумерки» (Буффало, галерея искусства Олбрайт-Кнокс, Нью-Йорк, фонд Сеймора Кнокса).
1903 В Париже основано общество «Осенний Салон». Матисс участвует в первой выставке Осеннего Салона. Там же вместе с ним выставляются Ш. Камуэн, Ш. Манген, Ж. Руо, А. Дерен, Ж. Пюи и другие.
Пишет картину «Гитарист. Мадам Матисс» (Нью-Йорк, собр. мистера и миссис Ралф Ф. Колин).
Создает скульптуру «Мадлен» II (квадратное основание; одна из отливок в бронзе — в частном собр. в Париже). Первые опыты в офорте и сухой игле «Гравер, автопортрет» (один из оттисков в офорте и сухой игле — в Нью-Йорке, Музей современного искусства).
Начинает переписку с художником С. Бюсси и регулярно ведет ее до 1934 года.
1904 В июне состоялась первая персональная выставка художника в галерее А. Воллара.
Вступительная статья к каталогу выставки написана Роже Марксом.
Лето проводит в Сен-Тропезе, на юге Франции, где работает с П. Синьяком и А.- Э. Кроссом.
Обращается к дивизионизму. Пишет картину «Роскошь, Покой и Нега».
Выставляет тринадцать картин в Осеннем Салоне.
1905 Лето с семьей и А. Дереном проводит в Коллиуре, на юге Франции.
Знакомится с А. Майолем и Даниелем де Монфредом, последний показывает художнику свою коллекцию работ П. Гогена. Выставляет свои произведения в Осеннем Салоне вместе с группой молодых художников (Манген, Пюи, Марке, Дерен, Вламинк, Вальта), иронически прозванных критиком Вокселем «дикими» («фовистами»)1.
Матисс выставил в Осеннем Салоне известную картину «Женщина в шляпе (Мадам Матисс)» (1904—1905, Сан-Франциско, собр. супругов Уолтер А. Хаас).
Лео, Гертруда, Мишель и Сара Стайн начинают покупать произведения Матисса.
В Салоне Независимых Матисс выставил картину «Роскошь, Покой и Нега» (1904), которая была куплена П. Синьяком (ныне — Париж, собр. Кашен-Синьяк). Пишет картину «Женщина с зонтиком» (Ницца, Музей Матисса). В эти же годы Матисса начинает поддерживать Марсель Самба. Художник арендует мастерскую в Париже, улица Севр.
Работает над портретами своих детей (скульптура «Голова Пьера», бронза, Нью-Йорк, частное собр.; рисунок «Голова читающей Маргерит», чернила, перо, Нью-Йорк, Музей современного искусства).
Знакомится с немецким художником Хансом Пуррманном.
Летом совершает поездку в Италию.
1 Fauves — дикие звери, дикие (фр.)
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Красная комната (А. Матисс) | Музей Матисса | Музей Метрополитан |