1906-1909 годы.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11

1906 В Салоне Независимых выставляет большую фовистскую картину «Радость жизни», которую покупает Лео Стайн.

Вторая персональная выставка Матисса в Париже, в галерее Дрюэ.

Весной совершает кратковременную поездку в Бискру (Алжир), откуда привозит восточные ткани, утварь, керамику, запечатленные впоследствии в его картинах («Посуда и фрукты на красно-черном платке», Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Лето проводит в Коллиуре. Участвует в выставке Осеннего Салона вместе с Мангеном, Марке, Пюи, Вламинком, Дереном, Фриезом, Ван Донгеном, Руо. Пишет картины: «Пастораль» (Париж, Городской музей современного искусства); «Чтение» (Лос-Анджелес, собр. супругов Вильям Гетц).

По утверждению П. Шнейдера1, покупает африканскую маску. Исполняет несколько живописных и скульптурных портретов дочери Маргерит — картины «Марго» (Солер, собр. Жозеф Мюллер) и «Читающая Маргерит» (Гренобль, музей); скульптура «Голова молодой девушки (Маргерит)» (отливка в бронзе, собр. Франка Пэрлза, Лос-Анджелес, Беверли-Хиллз). Первые литографии и гравюры на дереве. Знакомится с Пикассо у Стайнов.

Этта Кон начинает коллекционировать произведения А. Матисса.

1907 Группа фовистов распадается. Матисс совершает поездку в Италию (Падуя, Флоренция, Ареццо, Сиена). Появляется статья Г. Аполлинера о Матиссе в журнале «La Phalange» (№ 2, 18 декабря). Матисс открывает школу в мастерской на улице Севр. Среди его учеников в школе — немецкий художник X. Пуррманн, Сара Стайн (жена М. Стайна) и другие.

Пишет картину «Роскошь» I (Париж, Национальный музей современного искусства2), которую выставляет в Осеннем Салоне. Пишет эскиз к картине «Музыка» (Нью-Йорк, Музей современного искусства).

Создает скульптуру «Лежащая обнаженная» (отливка в бронзе — в Балтиморе, Музей искусств).

1908 Организует мастерскую в бывшем монастыре Сакрё-Кёр на бульваре Инвалидов, сюда же переводит свою школу. Совершает вместе с X. Пуррманном поездку в Германию. Лето проводит на юге в Кавальере, недалеко от Сен-Тропеза.

Выставки работ Матисса в Нью-Йорке (галерея 291), Москве (Салон журнала «Золотое Руно»), Берлине (галерея Кассирера). Выставляет свои работы также в Осеннем Салоне.

Пишет одно из своих самых значительных произведений — «Красная комната» («Стол с десертом», «Гармония в красном») (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж)3.

Пишет натюрморт «Статуэтка и вазы на восточном ковре» (Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина).

Создает скульптуру «Две негритянки» (отливка в бронзе — в частном собр.).

В журнале «Гран ревю» от 25 декабря публикует свои «Заметки живописца» (в первом русском переводе они опубликованы в журнале «Золотое Руно», 1909, № 6).

Получает от С.И. Щукина заказ на создание декоративного панно для его московского дома («Танец»).

Поездка в Руан в июне.

1909 Получает от С.И. Щукина заказ на создание второго декоративного панно для его дома («Музыка»). Заключает первый контракт с галереей Бернхейм-Жён. Поездка в Берлин.

Переселяется в парижское предместье Исси-ле-Мулино, где строит мастерскую, но сохраняет и старую мастерскую в Париже, на набережной Сен-Мишель.

Пишет картины: «Пьер Матисс» (Нью-Йорк, частное собр.), «Обнаженная. Черное с золотом» (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж); «Испанка с бубном» (Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина), «Танец» (первый вариант) (Нью-Йорк, Музей современного искусства); «Натюрморт с панно "Танец", «Дама в зеленом», «Дама с гвоздикой», «Голубая скатерть», «Разговор» (все — в Гос. Эрмитаже, Санкт-Петербург).

Создает скульптуры: «Большая облокотившаяся обнаженная» (бронза, частное собр.); рельеф «Спина» I (одна из отливок в бронзе — Париж, Национальный музей современного искусства).

Создает рисунки: «Танец» (1909—1910, перо, чернила, Париж, частное собр.); «Танец» (1909—1910, перо, тушь, Париж, частное собр.).

Лето проводит в Кавальере.

В газете «Ле Нувель» от 12 апреля опубликована беседа Матисса с Этьеном.


1 См.: Henri Matisse. Exposition du Centenaire. Grand Palais. Avril—Septembre 1970. Ministere d' Etat Affaires Culturelles. Reunion des Musees Nationaux // Catalogue redige par Pierre Schneider avec la collaboration de Tamara Pr?aud. Paris, 1970. P. 53.
2 Национальный музей современного искусства является частью Национального Центра искусства и культуры им. Ж. Помпиду.
3 Картина сначала была написана в синих тонах и появилась на выставке Осеннего Салона 1908 г. под названием «Гармония в синем», там она была куплена С.И. Щукиным. В начале 1909 г., до отправки ее в Россию, Матисс переписал картину в красном цвете.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11


Лотарингский стул. 1919.

Леда и лебедь.1944-46. Триптих. Дерево, масло. Частная коллекция. More.

Танец (первая версия). 1909. Холст, масло. Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.



 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.