1921-1930 годы.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11

1921 Проводит лето в Этрета, осенью возвращается в Ниццу. Картина «Одалиска в красных шароварах» приобретена Люксембургским музеем1 (это первая картина А. Матисса, официально купленная государством).

С этого года Матисс окончательно поселяется в Ницце, куда раньше регулярно приезжал на лето.

Пишет картины: «Открытое окно» (Париж, собр. Бернхейма-Жён); «Девушка в зеленом платье» (Нью-Йорк, коллекция Ралф Ф. Колин); «Большой интерьер, Ницца»; «Женщина и красные рыбы».

Получает приглашение участвовать в Международной выставке Карнеги в Питтсбурге.

1922 Жена и дочь Матисса дарят Музею Гренобля картину Матисса «Интерьер с баклажанами» (1911).

Матисс начинает работать над серией литографий.

Работает над скульптурой «Большая сидящая обнаженная» (1922—1925) (одна из отливок в бронзе — Миннеаполис, Институт искусств).

1923 Объединение 1-го и 2-го отделений Гос. Музея Нового Западного искусства в Москве (Музей просуществует до 1948 года). В собрании Музея — более сорока первоклассных живописных произведений Матисса, а также рисунки художника (из бывших коллекций С.И. Щукина и И.А. Морозова).

Коллекция Марселя Самба поступает по завещанию в Музей Гренобля.

1924 Выставка в галерее Бруммера в Нью-Йорке; ретроспективная выставка в Глиптотеке Ни Карлсберг в Копенгагене. Заканчивает скульптуру «Большая сидящая обнаженная»2 Пишет картины: «Обнаженная с голубой подушкой» (Лос-Анджелес, собр. мистера и миссис Сидней Ф. Броди), «Интерьер с фонографом» (Нью-Йорк, собр. миссис Альбер Д. Ласкер), «Одалиска с магнолиями».

1925 Совершает поездку в Италию. В июле получает звание «Кавалера Почетного Легиона». Пишет картину «Декоративная фигура на орнаментальном фоне» (Париж, Национальный музей современного искусства).

В журнале «Ар виван» (№ 18, 15 сентября) опубликована беседа Матисса с Жаком Генном.

Выставка живописи и рисунков в парижской галерее «Катр Шмен».

1926 Пишет картины: «Ананас в корзинке» (частное собр.); «Одалиска, красная гармония» (Мехико, собр. мсье и мадам Гельман); «Сидящая обнаженная с тамбурином» (Нью-Йорк, собр. Вильям С. Палей).

1927 Пьер Матисс, сын художника, организует выставку его работ в галерее Валентина Дуденсинг в Нью-Йорке.

Художник получает премию Института Карнеги в Питсбурге (США) за картину «Компотница и цветы» (1924). Пишет картину «Стоящая танцовщица, серая гармония» (частное собр.).

Создает скульптуры: «Анриетт» II (одна из отливок в бронзе — в Сан-Франциско, Музей искусств); «Лежащая обнаженная» II (1927—1929) (одна из отливок в бронзе — в Лос-Анджелесе, собр. супругов Сидней Ф. Броди).

1928 Создает картины: «Шпажник» (Прованстаун, Крислер, Музей искусств); «Одалиска в турецком кресле» (Париж, Городской музей современного искусства).

1929 Много работает как скульптор и гравер. Работает над последним вариантом рельефа «Спина».

Создает скульптуры: «Лежащая обнаженная» III (бронза, частное собр.); «Анриетт» III (отливка в бронзе № 7/10 — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; № 9/10 — в частном собр.). Пишет картину «Женщина в тюрбане» (частное собр.). В газете «Энтрансижеан» от 14 и 22 января публикуется беседа Матисса с Териадом.

1930 Совершает путешествие на Таити. Два раза в течение года ездит в США, в Нью-Йорк; посещает коллекцию Барнса в Мерионе, получает от Барнса заказ на роспись одного из помещений его галереи. Делает остановку в Сан-Франциско, посещает в Балтиморе известную коллекцию Этты Кон.

Выставляет свои картины в галерее Танхаузера в Берлине; скульптуру — в галерее Пьера в Париже. Будучи членом жюри премии Карнеги, высказывается за присуждение ее Пикассо. Получает заказ от Альбера Скира на иллюстрации к «Поэзии» С. Малларме.

Будучи на Таити, делает один эскиз и несколько рисунков. Создает «Портрет Кларибел Кон» (уголь; Балтимор, Музей искусств).

В газете «Энтрансижеан» от 19, 20 и 27 октября публикуется беседа Матисса с Териадом.


1 Впоследствии значительная часть коллекции этого музея вошла в Музей Пти-Пале.
2 Или: «Большая сидящая обнаженная, руки на голове». Н. Барбие считает, что А. Матисс работал над этой скульптурой в 1923—1925 гг.

Аналогичная поза модели использована Матиссом в картине 1924 г. «Обнаженная с голубой подушкой», а также во многих рисунках и литографиях, в том числе в рисунке углем 1929 г. для композиции «Похищение Европы».

Бронзовые отливки скульптуры имеются в частном собрании, в Миннеаполисе, в Институте искусств и т.д.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11


Танец (первая версия). 1909. Холст, масло. Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.

Марокканцы. 1916.

Интерьер, Ницца. 1919.



 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.