1931-1937 годы.
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
1931 Ретроспективная выставка работ (145 картин) в галерее Жоржа Пти в Париже.
Выставляет свои работы в Кунстхалле в Базеле и в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Работает над декоративным панно на тему «Танец» для галереи Барнса, над иллюстрациями к книге стихов С. Малларме. Пишет картину «Желтое платье» (Балтимор, Музей искусств, коллекция Кон).
Журнал «Кайе д'Арт» выпускает специальный номер, посвященный А. Матиссу.
1932 Заканчивает первый вариант панно «Танец» для галереи Барнса.
В связи с допущенной ошибкой в размерах Матисс начинает работу над вторым вариантом панно.
Выходит в свет книга стихов С. Малларме с иллюстрациями А. Матисса (двадцать девять офортов)1.
Медные доски этих офортов выставляются в галерее Мэри Гарриман в Нью-Йорке, приобретаются Эттой Кон.
1933 Художник снова едет в Мерион к Барнсу, чтобы присутствовать при размещении панно «Танец». На обратном пути, возвращаясь в Европу, в августе делает остановку в Венеции, посещает Падую. В сентябре едет в Ниццу.
Журнал «Минотор» (т. 1, № 3—4) под заглавием «Освобождение живописи» печатает высказывания Матисса, собранные Териадом.
1934 Работает над картоном для шпалеры «Таити». В июне— июле в Париже выполняет гравюры на сюжеты, заимствованные из «Одиссеи», — иллюстрации к книге Д. Джойса «Улисс».
Пишет «Портрет в белом платье» (частное собр.). С этого года Пьер Матисс (сын художника) организует в своей галерее в Нью-Йорке серию выставок произведений отца.
В журнале «Хаунд энд Хорн», № 2, 7 (январь—март), печатается беседа А. Матисса с Дороти Дадли. Начиная с этого года и до 1936-го Матисс активно переписывается с советским искусствоведом А. Роммом.
Переписывается также с Б.Н. Терновцом, директором Гос. Музея Нового Западного искусства в Москве.
1935 Подписывает контракт с Полем Розенбергом.
Пишет картины: «Синие глаза» (Балтимор, Музей искусств); «Мечта» (Париж, Национальный музей современного искусства); «Розовая обнаженная» (Балтимор, Музей искусств). Начиная с этого года и в течение дальнейшей жизни Матисс много пишет и рисует Л.Н. Делекторскую.
Журнал «Студио» (IX, № 50) в мае печатает статью А. Матисса «О современности (модернизме) и традиции». Выходит монография А. Ромма, посвященная Матиссу (Москва).
1936 Выставляет наиболее значительные свои произведения в галерее Поля Розенберга в Париже.
Дарит принадлежавшую ему с 1899 года картину П. Сезанна «Три купающиеся» Музею Пти-Пале (Париж). Пишет картины: «Художник и его модель» (Нью-Йорк, собр. Иры Д. Валлаш); «Обнаженная на синем фоне» (частное собр.).
В журнале «Минотор» (т. 2, № 9) под заглавием «Постоянство фовизма» публикуются высказывания Матисса, собранные Териадом.
1937 Русский балет в Монте-Карло заказывает Матиссу декорации и костюмы для балета на музыку Шостаковича «Красное и черное» («Странная фарандола», хореография Л. Мясина). Матисс показывает свои работы в галерее Поля Розенберга в Париже, а также на выставке мастеров независимого искусства в Пти-Пале. Благодаря усилиям Р. Эсколье первый вариант панно «Танец» для галереи Барнса поступает в Городской музей современного искусства (Париж).
Создает произведения: «Одалиска в желтом платье» (Филадельфия, Музей, коллекция Сэмюэля С. Уайта III и Веры Уайт); «Обнаженная в кресле, зеленое растение» (Ницца, Музей Матисса); «Автопортрет» (уголь; Париж, частное собр.); «Сиеста» (гравюра на линолеуме; Лос-Анджелес, Калифорнийский университет).
Журнал «Вэрв» (т. 1, № 1) в декабре печатает «Рассуждения» А. Матисса.
Выходит книга Р. Эсколье о Матиссе2.
1 По свидетельству Л.Н. Делекторской, А. Матисс не нашел еще одного подходящего стихотворения у Малларме, поэтому и иллюстраций осталось двадцать девять.
2 Escholier R. Henri Matisse. Paris. Librarie Floury, 1937.
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Посуда на столе (Анри Матисс) | Цумла (Анри Матисс) | Леди на террасе (Анри Матисс) |