1938-1944 годы.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11

1938 Поселяется в отеле «Режина» в Ницце, расположенном на высоком холме, возвышающемся над городом. Люксембургский музей покупает картину «Декоративная фигура на орнаментальном фоне» (ныне — Париж, Национальный музей современного искусства).

В ноябре—декабре работает над декорацией для камина в доме Нельсона Рокфеллера в Нью-Йорке (рисунки углем и картина на тему «Пение»).

Выставка рисунков в галерее П. Матисса в Нью-Йорке.

1939 Премьера балета «Красное и черное» («Странная фарандола»).

Летом живет в Париже в отеле «Лютеция», работает в помещении мастерской Мэри Кэллери.

Едет в Женеву, на выставку живописи из Музея Прадо; узнав об объявлении Германией войны, сразу же возвращается во Францию; в октябре едет в Ниццу.

Пишет картину «Франция» (Цюрих, Институт современного искусства). Рисунок «Материнство» (уголь; Нью-Йорк, коллекция Жозефа Хиршхорна).

Журнал «Ле Пуэн» (№ 21) в июле печатает статью А. Матисса «Заметки живописца о своем рисунке».

Журнал «Кайе д'Арт» публикует серию рисунков Матисса, выполненных углем.

1940 Весной живет в Париже и Ницце.

Получает бразильскую визу для поездки на месяц в Бразилию, но не совершает ее. Будучи в Париже, узнает о вступлении немецких войск во Францию, в мае уезжает в Бордо. Отказывается от приглашения приехать в США. До августа остается в Сен-Жан де Люз, затем едет в Ниццу через Каркассон и Марсель.

Пишет картину «Мечта 1940 ("Спящая")» (Париж, частное собр.), а также один из лучших своих натюрмортов — «Раковина на черном мраморе» (Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина). Повторяет эту картину в технике декупажа — вырезки из цветной бумаги (Нью-Йорк, собр. П. Матисса).

1941 Выставляет наиболее значительные рисунки в галерее Луи Карре в Париже.

После серьезной операции (рак двенадцатиперстной кишки) в клинике Лиона в течение нескольких месяцев (с 8 января) остается в Лионе; 22 мая возвращается в Ниццу. Вынужденный значительную часть времени находиться в постели, работает над иллюстрациями к избранной «Любовной лирике» Ронсара и к «Пасифае» Монтерлана. Пишет «Натюрморт с магнолией» (Париж, Национальный музей современного искусства). Часто встречается с Л. Арагоном. Переписывается с А. Марке, уехавшим в Алжир. Начавшаяся в этом году переписка и встречи с А. Рувейром продолжаются до 1954 года.

1942 Работает над иллюстрациями к «Поэмам» Шарля Орлеанского. Пишет серию картин: «Молодая женщина с жемчужным ожерельем» (частная коллекция), а также полотна: «Танцовщица, черный фон, рокайльное кресло» (частная коллекция); «Черная дверь» (Париж, Национальный музей современного искусства).

Начинает работать над вырезками из цветной бумаги, окрашенной гуашью, впоследствии объединенными в серию «Джаз».

Л. Арагон продолжает навещать Матисса в Ницце. Матисс обменивается картинами с Пикассо.

1943 Пишет картины: «Лимоны и камнеломка» (Люцерна, собр. Зигфрида Розенгарта); «Лютня» (Лос-Анджелес, собр. миссис Д. Ласкер).

Переселяется в июне в Ванс, на виллу «Мечта».

Продолжает работать над рисунками, объединенными в серию «Темы и вариации», которая затем была издана альбомом с предисловием Л. Арагона.

Г. Диль публикует в книге «Художники сегодняшнего дня» высказывания А. Матисса об искусстве.

1944 Живет в Вансе, работает над иллюстрациями к «Цветам зла» Ш. Бодлера (литографии).

Заканчивает вырезки для книги-альбома «Джаз».

Мадам Матисс заключена немцами в тюрьму; дочь художника Маргерит Дютюи также подвергается репрессиям за участие в движении Сопротивления, ее отправляют из Франции, но на границе выпускают.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11


Марокканцы. 1916.

Интерьер, Ницца. 1919.

Роскошь I. 1907. Холст, масло. Национальный музей современного искусства, центр Жоржа Помпиду, Париж, Франция.



 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.