1938-1944 годы.
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
1938 Поселяется в отеле «Режина» в Ницце, расположенном на высоком холме, возвышающемся над городом. Люксембургский музей покупает картину «Декоративная фигура на орнаментальном фоне» (ныне — Париж, Национальный музей современного искусства).
В ноябре—декабре работает над декорацией для камина в доме Нельсона Рокфеллера в Нью-Йорке (рисунки углем и картина на тему «Пение»).
Выставка рисунков в галерее П. Матисса в Нью-Йорке.
1939 Премьера балета «Красное и черное» («Странная фарандола»).
Летом живет в Париже в отеле «Лютеция», работает в помещении мастерской Мэри Кэллери.
Едет в Женеву, на выставку живописи из Музея Прадо; узнав об объявлении Германией войны, сразу же возвращается во Францию; в октябре едет в Ниццу.
Пишет картину «Франция» (Цюрих, Институт современного искусства). Рисунок «Материнство» (уголь; Нью-Йорк, коллекция Жозефа Хиршхорна).
Журнал «Ле Пуэн» (№ 21) в июле печатает статью А. Матисса «Заметки живописца о своем рисунке».
Журнал «Кайе д'Арт» публикует серию рисунков Матисса, выполненных углем.
1940 Весной живет в Париже и Ницце.
Получает бразильскую визу для поездки на месяц в Бразилию, но не совершает ее. Будучи в Париже, узнает о вступлении немецких войск во Францию, в мае уезжает в Бордо. Отказывается от приглашения приехать в США. До августа остается в Сен-Жан де Люз, затем едет в Ниццу через Каркассон и Марсель.
Пишет картину «Мечта 1940 ("Спящая")» (Париж, частное собр.), а также один из лучших своих натюрмортов — «Раковина на черном мраморе» (Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина). Повторяет эту картину в технике декупажа — вырезки из цветной бумаги (Нью-Йорк, собр. П. Матисса).
1941 Выставляет наиболее значительные рисунки в галерее Луи Карре в Париже.
После серьезной операции (рак двенадцатиперстной кишки) в клинике Лиона в течение нескольких месяцев (с 8 января) остается в Лионе; 22 мая возвращается в Ниццу. Вынужденный значительную часть времени находиться в постели, работает над иллюстрациями к избранной «Любовной лирике» Ронсара и к «Пасифае» Монтерлана. Пишет «Натюрморт с магнолией» (Париж, Национальный музей современного искусства). Часто встречается с Л. Арагоном. Переписывается с А. Марке, уехавшим в Алжир. Начавшаяся в этом году переписка и встречи с А. Рувейром продолжаются до 1954 года.
1942 Работает над иллюстрациями к «Поэмам» Шарля Орлеанского. Пишет серию картин: «Молодая женщина с жемчужным ожерельем» (частная коллекция), а также полотна: «Танцовщица, черный фон, рокайльное кресло» (частная коллекция); «Черная дверь» (Париж, Национальный музей современного искусства).
Начинает работать над вырезками из цветной бумаги, окрашенной гуашью, впоследствии объединенными в серию «Джаз».
Л. Арагон продолжает навещать Матисса в Ницце. Матисс обменивается картинами с Пикассо.
1943 Пишет картины: «Лимоны и камнеломка» (Люцерна, собр. Зигфрида Розенгарта); «Лютня» (Лос-Анджелес, собр. миссис Д. Ласкер).
Переселяется в июне в Ванс, на виллу «Мечта».
Продолжает работать над рисунками, объединенными в серию «Темы и вариации», которая затем была издана альбомом с предисловием Л. Арагона.
Г. Диль публикует в книге «Художники сегодняшнего дня» высказывания А. Матисса об искусстве.
1944 Живет в Вансе, работает над иллюстрациями к «Цветам зла» Ш. Бодлера (литографии).
Заканчивает вырезки для книги-альбома «Джаз».
Мадам Матисс заключена немцами в тюрьму; дочь художника Маргерит Дютюи также подвергается репрессиям за участие в движении Сопротивления, ее отправляют из Франции, но на границе выпускают.
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Лошадь, всадник и клоун (Анри Матисс) | Посуда на столе (Анри Матисс) | Цумла (Анри Матисс) |