Главная > Книги > Матисс > VIII. В раю > монсеньор Ремон


  


КАПЕЛЛА ЧЕТОК

Тому, кто входит в этот храм в  Вансе, столь посещаемый с 1951 года (монсеньор Ремон, епископ Ниццы, заложил  его первый камень 12 декабря 1949 года) и вызывающий такие большие споры, как  правило, нелегко понять глубокую мысль Матисса, архитектора, художника,  витражиста, мастера по металлу и керамиста.

Отец Кутюрье постиг ее сразу, но это был вдохновенный  человек, истинный реформатор христианского искусства (известно, кстати, что Матисс  просил его позировать для святого Доминика).

Миндалевидный овал лица богоматери с младенцем художник  писал с чистого личика одной девочки, едва достигшей в то время двенадцати лет,  Клод План, чья мать, Анриетт Даррикаррер, позировала Матиссу в 1921 году. В  чистом овале лица Клод художник нашел черты мадонн Эль Греко.

Так же, как и многие великие художники двадцать тысяч  лет назад, мастер, украсивший храм в Вансе, изображая основные складки одежды  святого Доминика, считает излишним наметить даже несколькими штрихами глаза,  нос, рот. Так же он поступает с богоматерью и младенцем.

Это очень давняя концепция, но  она может привести в замешательство, Не потому ли преподобный отец  Кутюрье предваряет ее в «Art Sacre»1 :
«Когда Матисс говорил: «Я хочу,  чтобы те, что войдут в мою капеллу, почувствовали себя очищенными и сбросившими  с себя бремя», он, несомненно, имел в виду характер, который собирался придать  капелле: она должна была стать не таким местом, где с помощью витражей и картин  людям были бы рассказаны и преподаны сложные вещи, впрочем, уже известные им, а  таким, которое воздействовало бы на их сердца своей красотой, местом, где души  очищались бы красотой форм.

Тем самым уточняется истинная  цель творчества и жизни: эти неизвестные люди и есть те, о ком Матисс  непрестанно думал при воздвижении своей капеллы... старая женщина, сказавшая  однажды на дороге в Сен-Жанне: «Гораздо лучше, когда у святой девы нет лица;  тогда каждый может увидеть ее такой, как хочет». Когда сюда будут приходить не  для того, чтобы восхищаться или критиковать, а только, чтобы молиться, чтобы  найти здесь мир... когда будут утоляться здесь многие печали и оживать многие надежды, капелла обретет свое назначение, а Матисс будет  навсегда вознагражден, и его творчество достойно увенчано».


1 Французский религиозно-художественный журнал.

Предыдушая глава

Следующая глава


Сидящий Риффиан. 1912-1913. Холст, масло. Фонд Барнса, Линкольнский университет, Мерион, Пенсильвания, США

Красные рыбки в интерьере. 1912. Холст, масло. Фонд Барнса, Линкольнский университет, Мерион, Пенсильвания, США

Нотр-Дам. 1914. Холст, масло. Частная коллекция.



 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.