Главная > Книги > Матисс > II. «Дикие» и одалиски > Нет новых истин > Равновесие, стиль, спокойствие.


  


Равновесие

1 - 2 - 3

Если наше время заслужит в будущем похвалу, которую осмеливаюсь ему здесь воздать, то мне кажется, что оно тотчас будет обязано этим нескольким художникам, и особенно Анри Матиссу.

Ничто в его творчестве не заставляет думать о безнадежных попытках, о напрасном гневе узника на слишком прочные стены. В его композициях, быть может, прежде всего заметят то дерзание, которое они выражают; быть может, больше всего будут превозносить или хулить нонконформизм, который они открыто провозглашают. Важно не смешивать анархию и независимость, хотя утверждение независимости иногда выглядит как беспорядок.

С каждым новым произведением Матисса все виднее, к какому равновесию он стремился, до какой степени он стал владеть собой. Поэтому его нынешняя зрелость приносит духу истинное удовлетворение. Он совсем не «остепенился» — жалкое слово, обычно обозначающее утрату творческого горения, отрицание молодости, капитуляцию перед посредственностью. Напротив, он более чем когда-либо далек от общепринятых формулировок. Однако он владеет и управляет собой, затрачивая при этом поразительно мало усилий.

Вот так он приближается, безо всякой поспешности, к тому вечному классицизму, представляющему собой некую «структуру», а не коллекцию сюжетов или арсенал средств, к тому классицизму, который придает благородство оде Горация, японскому рисунку, прелюдии Баха, стихам Гете, Бодлера и Малларме».1

Стиль, спокойствие. Именно в стране ислама, столь близкой молодому Делакруа, главе романтиков, Анри Матисс, первый, среди «диких», откроет классическое спокойствие, классический стиль. Как и его знаменитый предшественник, он найдет там то, что питало затем его искусство до конца дней. У него тоже появятся свои «Алжирские женщины»,2 неотступно преследовавшие его, волнующие «Одалиски».


1 Малларме Стефан (1842—1898)—французский поэт. Будучи одним из вождей символистов, oн тем не менее в ряде стихов тяготел к большой ясности.
2 Имеется в виду картина Делакруа.

1 - 2 - 3

Следующая глава


Ваза с подсолнухами. 1898. Холст, масло. Эрмитаж.

pic15Женщина у окна. 1905. Холст, масло. Галереи Аквавелла, Нью-Йорк, США

Алжирка. 1909. Холст, масло. Национальный музей современного искусства, центр Жоржа Помпиду, Париж, Франция.



 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.