Главная > Книги > Матисс > VIII. В раю > изменил все  части танцующей фигуры


  


КОЛДУН И ЧЕРНАЯ ТАНЦОВЩИЦА

Матисс, человек большой  культуры, всегда сам признававший, до какой степени он восприимчив к внешним  влияниям, Матисс, не утративший энергию даже после восьмидесяти лет, своими  декупажами, казалось, перекинул мост между глубоко восхищавшим его искусством  палеолита (он часто говорил мне о своем восхищении открытиями в Альтамире и  Ласко1 ) и абстрактным искусством, от которого его так долго  отдаляла страсть к природе.

Тот, кто мог видеть «Танцующего колдуна» в гроте Трех  братьев в Сен-Жиронне2  или же просто перелистал прекрасную книгу  о пещерном искусстве, опубликованную аббатом Брейлем,3  сразу же  может понять, откуда взялись дальние истоки «Негритянской танцовщицы»,  созданной Матиссом в 1950 году.

Известно, что однажды, по пути в Питтсбург, Матисс при  заходе в порт Фор-де-Франс увидел красивую негритянку и был настолько очарован  ее танцем, дошедшим до нас из глубины веков, что задержался на Мартинике, чтобы  сделать несколько рисунков с этой великолепной модели.

Вполне можно предположить, что двадцать лет спустя этот  колдовской «бигин»4  продолжал неотвязно преследовать Анри Матисса  и что встреча в 1932 году имеет какую-то связь с созданной им в 1950 году  «Негритянской танцовщицей».5 

Однако ее описание — впрочем, превосходное,— принадлежащее  перу Андре Верде, приводит нас к мысли о том, что в процессе создания  произведения имело место влияние более сильное, чем далекая любовь к негритянскому  искусству и танец прекрасной мулатки.

«Негритянская танцовщица»—это какой-то призрак. Она заполняет стену во  всю ее высоту, а ноги ее, кажется, идут — они действительно идут по паркету. Эта роскошная  негритянка приближается к нам в быстром ритме танца, неистовая и гармоничная,  а вокруг парят птицы.

Здесь, впрочем, как и в других случаях, Матисс рукой творца изменил все  части танцующей фигуры, заботясь только о связи между ними. Связи ощутимы,  сконцентрированы и до крайности упрощены. Стремительные пустоты разделяют  части ее тела. Благодаря этим пустотам воздух струится, плывет, усиливая  ощущение движения целого. Пустота между грудью и животом, пустота между  животом и ногами. И отделенный таким образом живот кажется чудесным округлым  сосудом, где трепещет душа танца».

Не будем заблуждаться на сей счет. Примеры подобных красноречивых  пустот являют нам «Колдун» из грота Трех братьев и многие иные современные ему  фигуры периода северного оленя;6  и точно так же, как Пикассо  вдохновлялся искусством майя, Матисс, не задумываясь, воспользовался  техническими приемами своих предков, живших двадцать тысяч лет тому назад.

Более того. К тому же 1950 году  относится «Зульма», большое панно в технике декупажа, высотой около 2,5 м и  приблизительно 1,5 м шириной,7  где необычно, странно, в центр  массивной темной фигуры вписывается нечто подобное струящейся диковинной  плазме... Панно отдаленно напоминает магические изображения, оставленные  искусством палеолита, а также странные видения, которыми изобилует романское  искусство, готика и даже позднее барокко, от «Вскрытия пятой печати» Греко до  «Росписей Дома глухого» Гойи.

Стараясь до самого конца сохранить связь с природой, Матисс  долго не проявлял склонности уступить абстрактному искусству. Мне известно,  однако, как цепил он, например, Кандинского,8  очаровавшего его  своим даром колориста-азиата.9  Помню, что когда я вернулся  совершенно ослепленный с большой выставки, посвященной Кандинскому, в цюрихском  Кунстхаузе в 1946 году, Матисс с большим интересом расспрашивал меня о ней,  хотя, видимо, очень страдал и не мог подняться с постели (это было в Париже на  бульваре Монпарнас).

Неудивительно поэтому, что,  уступив под влиянием Синьяка на какое-то время дивизионизму, а потом кубизму,  которого он остерегался, Матисс, жадно стремившийся все познать даже на закате  жизни (он нес в себе молодость и был неспособен состариться), оставил нам, благодаря гуашевым декупажам (по­скольку  техника гуаши напоминает технику фресок), по крайней мере, два значительных  произведения, вдохновленных беспредметным искусством.

Первому сам художник дал  название «Абстрактное панно на основе реальности».10  Естественно,  что у Матисса здесь «цвет не простая случайность и не служит анекдоту.  ...Каждая линия, каждый объем и цвет играют свою роль, и именно целостность  придает произведению свойство нового пространства в новой реальности». В 1952  году Национальный музей современного искусства приобрел в майском Салоне  другое абстрактное произведение—«Печаль короля»,11  тоже в технике  декупажа, на котором можно увидеть кисти рук, обнаруженные в изобилии в доисторических  гротах Арьежа и Верхней Гаронны.


1 Альтамира   и   Ласко — пещеры,   первая в Северной Испании, вторая в Южной Франции, известные  стенными росписями палеолитической эпохи.
2 Так наз. «Танцующий колдун» в Сен-Жиронне (округ Арьеж) — роспись палеолитической эпохи.
3 Брейль Анри (1877—1961) — французский археолог. Имеется в виду его книга об Альтамире: Вreuil H. La Caverne d'Altamira. Paris
4 Бигин — популярный народный танец на Антильских островах.
5 «Негритянская танцовщица», больше известная под названием «Негритянка», исполнена в 1952 году и находится в базельской галерее Бейелер.
6 Эпоха Мадлен, то есть конец верхнего палеолита, называется иногда периодом северного оленя (широко распространенным материалом тогда был рог северного оленя).
7 «Зульма» (238X133 см) находится в Копенгагене, в Государственном художественном музее.
8 Кандинский Василий Васильевич (1866—1944) — русский живописец, работавший главным образом в Германии и во Франции, один из основоноложников абстракционизма.
9 Эсколье намекает на «азиатское» происхождение Кандинского: его дед жил в Кяхте.
10 Речь идет об одном из двух декупажей 1953 года: либо «Улитке» (Лондон, галерея Тейт), либо «Воспоминании об Океании» (Нью-Йорк, Музей современного искусства).
11 Эсколье явно преувеличивает: при всей условности, «Печаль короля» (точнее, «Печаль царя») — произведение полностью фигуративное, оно изображает танцовщицу-негритянку перед царем Давидом, который играет на гитаре.

Предыдушая глава

Следующая глава


Стены Собора и вид на башню Ла-Хиральда

Вид Коллиура (Анри Матисс)

Персики. 1920.



 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.