Главная > Книги > Матисс > VIII. В раю > «Сделать новые здания более радостными»


  


«СДЕЛАТЬ НОВЫЕ ЗДАНИЯ БОЛЕЕ РАДОСТНЫМИ»

Здесь мы должны перейти от  истории жизни к истории творчества художника за одиннадцать лет, последовавших  за Освобождением.

Однажды мы  говорили о будущем живописи.

— После этого громадного катаклизма, — сказал я Матиссу, —  мы живем среди сплошных развалин. Погибло столько духовных ценностей.  Человечество попытается кое-как подняться, как после великих варварских  нашествий. Искусство может сыграть важную роль. Разве оно не связано тесно с  жизнью Души и тела?.. Какая судьба, по вашему мнению, ожидает искусство  живописи, когда мир рушится, — перестройка?

И Матисс  поверил мне свои надежды:
«Следовало бы использовать живопись для того, чтобы сделать новые  здания более радостными. Однако основой должны были бы служить здоровье и  простота. Сегодня, после стольких потрясении, я считаю это возможным.

После посещения Музея шпалер я  понял, что по Крайнев мере в старину это было возможно, при наличии терпения и простоты (еще раз!)».

Для Матисса живопись будущего  неотделима от того, что украшает жизнь. В противоположность Делакруа, этот  великий художник имел столь малую возможность украсить своими росписями большие  поверхности, а ведь он всегда только об этом и мечтал.

Эта внутренняя драма по  ускользнула от Пьера Маруа, очень глубоко проанализировавшего ее причины, а  также слишком очевидные противоречия.

«Казалось бы, настало время,  чтобы живопись вновь обратилась к декоративному искусству как к свежему  источнику; но декоративное искусство но может быть импровизацией; оно должно  будить отклик в коллективной душе. Мастер декора не должен быть одиноким, и тем  не менее последний великий мастер этого искусства был одинок; его сюжеты и  мифы так и не были приняты уже не понимавшей их толпой. Своеобразие сюжетов  Делакруа уже само по себе знаменательно. Они должны бы были быть ему  продиктованы, а они отражали только его личный вкус. Свобода не всегда является  для художника благом, иногда он первый от нее и страдает.

Не будем же упрекать Делакруа  и Матисса в изолированности, в которой повинны мы сами... В эпоху, когда с  каждым днем жизнь становится труднее и утрачивает понемногу свой аромат, он  хотел славить только радость жизни, но искусство свое, по природе  монументальное, он вынужден был свести к личному опыту, почти что к  откровению».

Предыдушая глава

Следующая глава


pic43Сатир и Нимфа. 1909. Холст, масло. Эрмитаж.

pic49Сидящая обнажённая. 1909. Холст, масло. Музей живописи и скульптуры, Гренобль, Франция

Красные рыбки. 1911. Холст, масло. Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.



 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.