«НУЖНО ВСЮ ЖИЗНЬ ОСТАВАТЬСЯ РЕБЕНКОМ»

С тех пор как Матисс вновь обосновался на третьем этаже Пале  Режина, в период между двумя пребываниями  в Париже и довольно длительной  остановкой yа вилле «Мечта» в Вансе, птицы замолчали навсегда. Но молодость  здесь осталась по-прежнему. Молодость — это прежде всего молодые художники, которые им восхищаются и  приходят к нему за советом.

Правда, после преподавания в упраздненном Сакре-Кёр Матисс,  по-видимому, отказался если не от звания теоретика, то от деятельности  педагога, каковым он был тогда к великой пользе- французского искусства и его  авторитета за границей... Пусть не говорят ему больше о преподавании изящных  искусств!

Вот слова Матисса полвека спустя: «Впрочем,  преподавания живописи не существует. В Школе изящных искусств учатся тому,  чего не надо делать. Это — образец того, чего следует избегать. Именно так и не  иначе. Школа изящных искусств? Фокус для изготовления Римских премий. Никто больше в это не  верит. Она существует только в той среде, где она еще живет. Она умрет в  одиночестве».

И  как не присоединиться к подобному приговору, когда перед нами столько молодых  талантов, кастрированных, выхолощенных Школой и Римской премией?

«Следовало бы заменить пребывание в Школе бесплатным  пребыванием в Зоологическом саду. Ученики могли бы там постоянно наблюдать  тайны зарождающейся жизни, ее трепет! Они приобрели бы там мало-помалу те  «флюиды», которыми удается овладеть большим художникам.

Вы понимаете: порвать с привычкой, с конформистской рутиной.  Тулуз-Лотрек однажды воскликнул: «Наконец я разучился рисовать!» Это означало,  что он нашел истинно свою линию, истинно свой рисунок, свой собственный язык  рисовальщика. Это, кроме того, означало, что он простился с методами,  применявшимися при обучении рисованию».

И наконец, совсем так же, как Людовик XIV, пожелавший в  старости видеть в Версале «детство повсюду»,1  Анри Матисс пошел  еще дальше, провозгласив великую истину, заключающуюся в том, что художник,  достойный этого имени, точно так же, как и женщина, способная внушить любовь,  должен всегда сохранять «детскую прелесть».

«И еще нужно уметь сберечь свежесть детства в  восприятии вещей, не утратить наивности. Нужно, будучи мужчиной, быть всю жизнь  ребенком, черпая свою силу в существовании предметов».


1 Имеются в виду скульптурные группы «Игры детей», украшающие Водный партер перед Версальским дворцом и так наз. Остров детей, скульптурные изображения детей, выполненные Арди в 1710 году в Версальском парке.

Предыдушая глава

Следующая глава


Ивонна Ландсберг. 1914.

pic49Сидящая обнажённая. 1909. Холст, масло. Музей живописи и скульптуры, Гренобль, Франция

Обнажённая на солнечном пейзаже. 1909. Холст, масло. Частная коллекция.



 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.