Предисловие
Биограф, поставивший перед собой задачу воссоздать жизнь и творчество великого человека, не может обойти молчанием открытия, сделанные другими авторами до него или одновременно с ним. Не будет ли поэтому самым правильным, не прибегая к достойной сожаления практике плагиата, обратиться к цитатам, оставив каждому то, что ему принадлежит? Именно этим методом я уже воспользовался в своих работах о Делакруа и Викторе Гюго.
Вполне естественно, что наиболее часто цитируемым на этих страницах автором, благодаря многочисленным неизданными предоставленным мне им самим и его друзьями материалам, а также поистине картезианским по своей ясности текстам, опубликованным при жизни или сразу после смерти этого великого гуманиста, является... Анри Матисс.
До сих пор не было отмечено, что страницы, посвященные, например, портрету, принадлежат не только истории нашего искусства, но и обогащают французскую прозу, подобно лучшим страницам из «Дневника» Делакруа.
После того как мной в 1937 году был написан, слишком поспешно, с моей точки зрения, очерк,1 я решил, с одобрения этого великого человека, оказавшего мне честь своей дружбой, чьи письма и ответы на мои бесчисленные вопросы я благоговейно сохраняю, попытаться довести до благополучного конца то, что в XVI веке называлось «живым портретом»2 человека и художника, неразрывно слитых воедино. (С детства и до последнего своего часа он был человеком героического склада, в полной мере достойным девиза Эжена Делакруа, которому он столь многим был обязан: «Dimicandum».3)
Должен признаться, что Анри Матисс одобрил мои попытки, когда ответил обозревателю «Lettres francaises», обратившемуся к нему однажды, в 1946 году, с просьбой уточнить некоторые детали его творческой биографии: «Обо всем, что меня касается, сказано в книге Раймона Эсколье. Я сам ее просмотрел».
То же самое можно сказать, разумеется за исключением последних страниц, и об этой работе, гораздо более продуманной. И когда несостоятельный издатель не смог по материальным соображениям осуществить долго вынашивавшийся проект, Анри Матисс написал мне 18 июля 1948 года следующие строки, заставившие меня упорно добиваться его осуществления: «Я весьма сожалею, что временные трудности помешали публикации второго тома, посвященного моему творчеству. Быть может, кто-нибудь подхватит эту идею? Мне бы хотелось этого. Анри Матисс».
Ныне это желание Матисса исполнилось благодаря вдумчивому и понимающему издателю.
Поскольку теперь я перехожу к изъявлениям благодарности, то не могу не упомянуть о том, насколько ценными для меня были беседы с мадам Матисс и Маргаритой Матисс-Дютюи,4 с Альбером Марке, Полем Синьяком, Жаном Пюи, Шарлем Камуэном5 и, наконец, с человеком замечательным во всех отношениях — профессором Рене Леришем.6
Не говоря уже о письмах, полученных мной от Матисса, неоценимой для меня оказалась его неопубликованная переписка с Дереном (мадам Дерен любезно передала мне очень важное письмо, написанное Матиссом ее мужу), с Шарлем Камуэном, послания к которому содержат важные сведения о душевной драме, причинившей Анри Матиссу в 1944 году жестокие страдания; с профессором Леришем, с превосходным фотографом Марком Во, другом искусства и художников, и с многими другими лицами.
Велик мой долг и по отношению к ныне живущим или уже ушедшим от нас писателям, отдавшим должное Анри Матиссу, которым я часто предоставляю слово: Марселю Самба,7 Гийому Аполлинеру, Андре Жиду, Луи Жилле,8 Морису Дени,9 Гертруде Стейн,10 Жюлю Ромену,11 мадам Маргарите Матисс-Дютюи, Клоду Роже-Марксу, Пьеру Куртьону, Жоржу Бессону,12 Андре Рувейру,13 Андре Сальмону,14 Андре Лоту,15 Франсису Карко,16 Рене Юигу,17 Жану Кассу,18 Жоржу Дютюи, Териаду,19 Арагону, Андре Лежару, Андре Верде, Пьеру Маруа,20 Роджеру Фраю,21 Гастону Дилю22, Аньес Эмбер,23 Даниель-Ропсу,24 рассказавшему о Капелле четок в Вансе так, как никто (кроме Матисса) этого не сделал до него, и особенно Альфреду Барру,25 чей большой труд «Matisse, his art and his public» (Нью-Йорк, 1951) представляет самый совершенный памятник, какой только был воздвигнут до наших дней во славу этого «царя духа».
В своих изъявлениях благодарности я далек от мысли предать забвению тех из моих друзей, кто помог мне в моих, порой очень трудных, поисках: мадам Элен Марр, тоже одаренную художницу, профессоров Лериша и Вертхеймера,26 которые помогли мне отыскать в далеком монастыре Авейрона сестру Мари-Анж, одну из доминиканских монахинь, отстоявших Анри Матисса у смерти; мадам Жюльетт Пьер Бомпар, жену известного художника, сумевшую с таким тактом разыскать в уединенном месте, где она скрывается от нескромного любопытства, вторую монахиню, сестру Жак-Мари, одну из тех двух монахинь, чьи имена столь часто упоминались Анри Матиссом в беседах с хирургом Рене Леришем, которому он мало-помалу раскрывал великую тайну своего внутреннего мира.
1 Имеется в виду книга Эсколье «Анри Матисс», опубликованном парижским издательством «Флури».
2 Portrait au vif — так называли в XVI веки портрет, писавшийся с натуры (франц.).
3 Dimicandum — должно бороться (лат.).
4 Жена художника, Амели, урожденная Парэйр, и его Дочь, бывшая замужем ;за известным искусствоведом Жоржем Дютюн.
5 Пюи Жан (1876 — 1960) и Камуэн Шарль, (1879 — 1965) — товарищи Матисса, художники, принявшие участие в фовистском движении. С Камуэном в течение многих лет Матисс поддерживал дружескую переписку.
6 Лериш Рене — врач, оперировавший и лечивший Матисса в 1941 году.
7 Самба Марсель (1862 — 1922) — французский общественный деятель, социалист, член палаты депутатов с 1893 года, коллекционер, поддерживавший Матисса, автор первой монографии о нем (Sеmbat M. Matisse et son oeuvre. Paris, 1920).
8 Жилле Луи — французский художественный критик, писавший о Матиссе в 1930 — 1940-е годы.
9 Денис Морис (1870 — 1943) — французский художник, близкий к символизму, влиятельный художественный критик.
10 Стейн Гертруда (1874 — 1946) — американская писательница, долгие годы жившая в Париже. В начали XX века собрала значительную коллекцию произведений новейшего французского искусства, в том числе Матисса, которого близко знали.
11 Ромен Жюль (настоящей имя Луи Фаригуль; 1885 — 1972) — французский писатель, наряду с Фором, Вильдраком и Вертом — одни из авторов книги о Матиссе, изданной в Париже в 1920 и 1923 годах. Часто виделся с Матиссом в Ницце во врем и после первой мировой войны.
12 Роже-Марке Клод, Куртьон Пьер, Бессон Жорж — французские искусствоведы. Первому принадлежит статья о гравюрах Матисса (Roger-Marx С. The engraved work of Henri Matisse. — Print Collector's (Quarterly, Apr., 1933) и книга о его рисунках (Roger-Marx С. Les dessins d'Henri Matisse. Paris, 1939). Куртьон — автор двух монографий о Матиссе (Courthion P. Matisse. Paris, 1934; Courthion P. Le visage de Matisse. Lausanne, 1942). Усилиями Бессона часто встречавшегося с Матиссом в Ницце в первые годы пребывания художника там, была издана книга Фора, Ромена, Вильдрака. Верта (Henri Matisse par Еliе Faure — Jules Romains — Charles Vildrac — Leon Werth. Paris, l920). Позднее он опубликовал свою собственную монографию (Bеsson G. Matisse. Paris 1945).
13 Рувейр Андре — французский писатель и художественный критик, с которым Матисс в точение ряда лет поддерживал деятельную переписку (до сих пор неопубликованную). Матисс иллюстрировал его книгу «Repli» и книгу об Аполлинере.
14 Сальмон Андре (1881 — 1909) — французский писатель и художественный критик.
15 Лот Андpe (1885 — 1962) — французский живописец, много занимался преподаванием, автор ряда книг и статей по искусству.
16 Карко Франсис (1886 — 1957) — французский шпатель, автор ряда романизированных биографий и книг о художниках. В 1914 году Матисс написал его портрет.
17 Юиг Рене (p. 1906) — крупнейший современный французский историк искусства.
18 Кассу Жан — французский искусствовед, директор Национального музея современного искусства в Париже, выпустил две книги о Матиссе (Cassou J. Paintings and drawings of Matisse. Paris» — New York, 1948; Cassou J. Matisse. London, 1948).
19 Териад Эвстафьюс — французский издатель и художественный критик, грек по происхождению, владелец издательства «Verve». Опубликовал в своем журнале «Verve» ряд статей о Матиссе.
20 Лежар Андре, Вердс Андре, Маруа Пьер — французские художественные критики. Лежар, редактор журнала «Le Chene», опубликовал в 1951 году рад высказываний Матисса («Propos de Henri Matisse», recueillis pal Andre Lejard. — Amis de l'Art. № 2, 1951).
Верде — автор книги: Verdet A. Prestiges de Maеissе. Pari, 1952.
21 Фрай Роджер (1866 — 1934) — английский историк искусства и художник, автор монографии о Матиссе (Frу R. Henri Matisse. Paris, 1935).
22 Диль Гастон — французский искусствовед, автор одной из наиболее капитальных монографий о Матиссе (Diehl G. Henri Matisse. Taris, 1954). Комментарии в этой книге написаны Аньес Эмбер.
23 Даниель-Ропс (настоящее имя Анри Петио; 1901 — 1965) — французский писатель.
24 Барр Альфред — американский искусствовед, в течение многих лет директор ньюйоркского Музея современного искусства, автор наиболее значительной монографии, посвященной творчеству Матисса (Barr A. Matisse, his art and his public. New York, 1961).
25 Вертхеймер — одни из руководителей лионской клиники, где был оперирован Матисс.
26 Френч Джон (1852 — 1925) — английский фельдмаршал, в начале первой мировой войны был командующим английскими экспедиционными войсками по Франции, которые вследствие его неумелого руководства понесли большие потери.
Голубое окно. 1912. Холст, масло. Музей современного искусства, Нью-Йорк, США. | Арабский дом кофе. 1912-13. Холст, масло. Эрмитаж. | Ницца |