Главная > Книги > Матисс > VIII. В раю > Этот рай — Ницца и ее золотистая земля


  


«РАЙ, ГДЕ Я БУДУ ПИСАТЬ ФРЕСКИ...»

Несмотря на все его недуги и,  без сомнения, благодаря му­чительному испытанию, подстерегавшему его на семидесятом  году жизни, Анри Матиссу было суждено еще при жизни очутиться «в некоем раю»,  где он создавал фрески. Этот рай — Ницца и ее золотистая, окаймленная лазурью  земля.

Известно, чем религиозное искусство обязано, например,  Морису Дени и Жоржу Девальеру, основавшим в начале этого столетия «Мастерские  священного искусства».1 Но трудно переоценить благое дело,  совершенное отцом Кутюрье, молодым доминиканским монахом, который, несмотря на  отсутствие больших познаний в эстетике, имел мудрость довериться обновителю  церковного искусства.

Если собор в Люксембурге приобрел волшебные по цвету витражи, если при  энергичном влиянии кардинала Вердье серые вытянутые окна хоров в соборе  Парижской богоматери уступили место витражам, чьи красные, синие и фиолетовые  тона выдерживают, ничего не теряя, соседство двух огромных роз времен святого  Людовика; если в церкви Асси (Потр-Дам-де-Тут-Грас у подножья горы Блан),  которую, когда она еще не была закончена, в 1948 году показывал мне ее  капеллан, аббат Девеми, наружные стены из лавы украсили эмали Леже, бронзовые  двери были выполнены Браком, а скульптуры — Липшицем и Жерменой Ришье, где  нашли себе место гобелен Люрса, витражи Руо, живопись Матисса, Боннара и  Дерена; если в папской энциклике наряду с осуждением «жалостливых» образов так  называемых «Страстей господних» провозглашены права самого современного  искусства в святая святых католицизма, то этим мы обязаны отцу Кутюрье и его  страстности миссионера.

Каким образом Анри Матисс, лежа больной в постели, в  свою очередь, занялся сооружением католического храма, он рассказал мне в  апреле 1950 года, когда я на обратном пути со столь любимой им Корсики  задержался в Ницце, чтобы его навестить.

В тот день я застал его в его комнате в отеле Режина, в  очень хорошем состоянии, хотя и в постели — огромной постели, спинка которой  была прислонена к ларцу коромандельского лака2 между двумя  горками, хранившими произведения искусства Дальнего Востока, корейскую керамику  и китайских танцовщиц древней эпохи Хан — поистине танагрские статуэтки.

Его секретарь Лидия Делекторская подвела нас к большому  яркому макету.

— Отныне это  моя работа,— сказал  Матисс. — Она перед вами. Я сделался  архитектором.

Архитектором капеллы  Нотр-Дам-дю-Розэр (Капеллы четок) в Вансе. Год спустя капелла была  завершена; она полностью соответствовала первоначальному макету, с ее большими  излучающими спокойствие витражами, почти что плоской крышей, увенчанной  огромным кованым железным крестом, и примыкающим к ней длинным строением  монашеской обители, крытым черепицей цветов богоматери — синего и белого.  Коротко подстриженный газон, который проектировщик не забыл предусмотреть, завершает  колористическую гамму а ла Матисс: жемчужно-серый, цвет слоновой кости, зеленый  веронез и оранжевый.
Здесь господствует бумага...  Бумажные цветы, такие, как использовал Сезанн, бумажные гирлянды, проекты  витражей, выполненные в технике декупажа. Страстное увлечение бумагой  приблизило Матисса к учителям его молодости, японцам и китайцам.

На светлых стенах — эскизы «Крестного пути»,  бесконечные вариации и варианты. Художник выполнял их с помощью прикрепленного  к длинной бамбуковой палке угля, лежа в кровати или сидя в кресле.

24 апреля 1950 года, когда я  нанес ему новый визит, вся комната и просторная мастерская Матисса были  заполнены аналоями, канделябрами, плитками для мощения пола, миниатюрными  эскизами риз и вышивок, а кроме того, там был прелестный сад в средневековом  духе — все это могло бы очаровать ребенка, потому что дети всегда восхищаются  «домиками».

— Ах! — сказал мне Матисс. — У меня иногда бывали  стычки с архитектором, работавшим под моим руководством. Брат Рейссигье не мог  принять мой проект установить этот огромный железный крест прямо на крыше в  итальянском стиле. Тогда я обратился к нашему другу Перре;3 Перре пришел и, к счастью, подтвердил, что я прав.


1 «Мастерские священного искусства», основанные в 1919 году, декорировали различные французские церкви.
2 На Коромандельском побережье (восточное побережье Иyдостанского полуострова) создавались прекрасные лаковые изделия — ширмы, шкатулки, ларцы и т. п.
3 Перре Огюст (1874—1954) — французский архитектор.

Предыдушая глава

Следующая глава


Мужчина-модель. 1900. Холст, масло. Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.

обложка книги А.Матисса

Цумла. 1950. Вырезка из бумаги, гуашь. Государственный музей искусства, Копенгаген, Дания



 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.