Введение

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9

Этого человека больше нет,
но он оставил нам свою огромную веру в судьбу людей,
свое умение рассеивать туман, свое утверждение счастья.

Л. Арагон1



Среди мастеров культуры Западной Европы XX столетия Анри Матисс занимает исключительное место и как художник, и как мыслитель.

Яркий, огромный талант художника во многом определил развитие современного изобразительного искусства почти во всех возможных его проявлениях. Творчество Матисса счастливо сочетает в себе новаторство, сопричастность нашему времени и органичную связь с европейской художественной традицией. Матисс унаследовал и обобщил в своем творчестве духовное богатство и лучшие черты культуры прошлого и культуры нашего времени. Замечательный живописец, рисовальщик и гравер, иллюстратор и мастер оформления книги, монументалист-декоратор, театральный художник, скульптор, керамист, мастер гобелена и витража, создатель нового вида декоративного искусства — вырезок из бумаги, окрашенной гуашью, — таков творческий диапазон Матисса.

Разносторонние творческие устремления А. Матисса, значительность его практического вклада в разные виды искусства XX столетия, поставленные художником проблемы монументально-декоративного искусства с его важной общественной функцией, а также проблемы синтеза искусства и многие другие — все это позволяет сравнить Матисса с титанами эпохи Возрождения и определяет его роль в искусстве нашего времени.

Большое значение для современников имеет и литературное наследие А. Матисса, его критические суждения, изложенные в статьях, письмах, интервью, беседах с друзьями. Из современников А. Матисса, пожалуй, никто не оставил такого значительного эпистолярного наследия.

В литературном наследии Матисса в разной степени, прямо или косвенно нашли отражение многие волновавшие тогда и волнующие наших современников по сей день актуальные вопросы о смысле искусства, о путях его развития, о его месте и роли в современном обществе. Матисс говорит об этих проблемах ясно, логично, убедительно. Он ориентирует художника на связь с действительностью, с натурой, убеждает в необходимости повседневного труда, в совершенствовании «школы», мастерства, подчеркивает значение преемственности в искусстве.

Он постоянно помнит, что творит для человека, своего современника, и признается: «Человеческое лицо интересует меня больше, чем натюрморты или пейзажи». Различные источники, собранные в книге воедино, воссоздают портрет великого художника. Матисс предстает перед нами как человек большого ума и эрудиции, огромной культуры, поразительной силы воли, внутренней дисциплины и трудолюбия, большого личного и гражданского мужества, как человек, для которого святы узы товарищества и дружбы.

Приведенные в книге тексты и некоторые новые факты о жизни художника позволяют, как нам кажется, пересмотреть еще бытующее суждение о Матиссе как о «бездумном гедонисте».

Известно, что литературному изложению своих мыслей об искусстве Матисс всегда предпочитал творческую практику. Но то, что им написано и сказано, выходит за рамки его личного суждения и имеет большое значение для теории и практики современного искусства.

Художник написал сравнительно немного специальных статей по вопросам искусства, но он много и подолгу переписывался и беседовал об искусстве с друзьями, отвечал на вопросы корреспондентов, часто позволяя им записывать беседы и в дальнейшем — публиковать их.

Чаще всего собеседниками и корреспондентами Матисса были выдающиеся представители французской культуры нашего времени — в их числе Г. Аполлинер, П. Боннар, А. Марке, П. Пикассо, Л. Арагон. Их суждения по затронутым в беседах вопросам так же интересны для читателя, как суждения Матисса.

Разные стороны деятельности и творчества А. Матисса достаточно изучены и широко освещены в литературе — художнику посвящено более пятисот книг и статей. Поэтому мы не будем ни последовательно характеризовать творческий путь художника, ни его биографию. Все основные факты жизни и творчества А. Матисса читатель найдет в его автобиографии, статьях, переписке, а также в летописи жизни и творчества художника, вошедших в сборник.

Эпистолярное наследие Матисса, воспоминания и суждения современников о нем до последних лет не представали перед читателем собранными воедино. Отчасти это можно объяснить тем, что заслуженное признание А. Матисса во Франции, на его родине, пришло к нему с некоторым опозданием. Художника оценили там и систематично занялись изучением его творчества лишь после Второй мировой войны, с 1945 года, когда состоялась выставка его работ в зале Осеннего Салона.

В основном начиная с 1947 года (год открытия Национального музея современного искусства в Париже) произведения А. Матисса стали приобретаться для ведущих французских музеев2, во Франции часто стали устраиваться выставки его работ. Со второй половины 40-х годов заметно возрастает число публикаций о художнике3, усиливается интерес к его литературному наследию. Дополнительным стимулом к изучению матиссовского наследия послужило столетие со дня рождения художника в 1969 году.


1 Aragon L. Le Sourire de Matisse // Le Patriote. 1954. 5 novembre.
2 До этого времени произведения А. Матисса были сосредоточены в основном в музеях СССР, США и частных собраниях во Франции и за ее пределами.
3 Полная библиография о художнике приводится в книгах:
Barr A. H. Jr. Matisse: His Art and His Public. New York, 1951. P. 565 — 674;
Henri Matisse. Ecrits et propos sur l'art. Textes, notes et index etablis par Dominique Fourcade. Paris, 1972. P. 325 — 332;
Henri Matisse. Dessins et sculpture. Musee National d'Art Moderne. 29 mai — 7 septembre 1975. P. 49 — 55;
Henri Matisse. Paper Cut-Outs. Jack Cowart, Jack D. Flam, Dominique Fourcade, John Hallmark Neff. Published by The St. Louis Art Museum and The Detroit Institute of Arts. 1977 — 1978.

Оглавление.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9


Женщина на диване. 1920-22

Персики. 1920.

Поднятое колено 1922.



 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.