Главная > Книги > Заметки живописца > Введение > О записях бесед и выступлениях на радио.


  


О записях бесед и выступлениях на радио.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9

Матисс рассказывает П. Боннару о цели своих поисков в живописи, сообщает о завершении (после сорока сеансов) своей картины «Сон».

Переписка Матисса с Боннаром проливает свет на положение французских художников в годы войны, на общую атмосферу тех лет. Получив предложение уехать в США, в Сан-Франциско, Матисс без колебаний отказывается и остается во Франции, чтобы разделить судьбу своей родины. О своем решении он пишет Боннару: «Как это я удеру из Франции в такое время?»

Переписка с Ш. Камуэном читается как живая беседа двух друзей, богатая интересной информацией, а переписка с Т. Паллади содержит важные свидетельства Матисса о работе над картиной «Сон» и над полотном «Натюрморт с раковиной», находящимся теперь в коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина.1

Упомянутые письма и переписка — ценнейший документальный материал и к творческой биографии Матисса, и к характеристике художественной жизни Франции. Следует заметить, что сам Матисс не предполагал публиковать большую часть этих писем, поэтому некоторые из них не обладают законченностью литературной формы.2

Включенные в этот же раздел адресованные Матиссу письма Сергея Щукина очень важны для истории создания знаменитых панно Матисса «Танец» и «Музыка» (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) и для правильной оценки взаимоотношений русского коллекционера с Матиссом. Третий раздел сборника — это записи бесед с А. Матиссом, суждения современников — содержит очень интересный, но неоднородный материал. Этот раздел открывается статьей (запись беседы) Г.Аполлинера о А. Матиссе, написанной с присущими писателю изяществом и литературным блеском и не утратившей значения в наши дни.

Большой интерес представляют записи бесед А. Матисса с издателем Териадом, с которым Матисс был дружен, часто встречался, много и охотно беседовал об искусстве. Значительное место в текстах этой части сборника занимают суждения А. Матисса о собственном искусстве и творчестве.

Будучи художником нашего столетия и обладая острым чувством современности, Матисс часто высказывает свое мнение об искусстве и мастерах XX века, в том числе и о представителях так называемого авангардного искусства. Определяющей чертой современного искусства Матисс считает его «участие в нашей жизни», а о представителях молодого авангардного искусства говорит: «Мне кажется, что среди молодых многие ищут только приема (имеется в виду художественный прием. — Е.Г.). Но мало просто поцарапать землю, надо ее как следует вспахать...»

Много интересного содержат неоднократные выступления художника по радио, а также его разговоры с Р. Перну, А. Верде, Ж. Шарбонье, Л. Арагоном, каждый из них добавляет важный штрих к творческому портрету А. Матисса. Во второй части заключительной главы книги собраны воспоминания или свидетельства знавших Матисса лиц. Слова современников художника завершают книгу о Матиссе, дописывают ее последние страницы.

Но последнее слово остается за Матиссом: «Я хотел бы оставить о себе воспоминание как о живом...» Собирать материал и писать о современном художнике, может быть, в чем-то сложнее, чем о художнике далекого прошлого. Не все еще устоялось в истории современного искусства, не все источники и архивные документы могут быть опубликованы.

Но есть и особая привлекательность в работе над эпистолярным наследием современника — живы многие из близких художника, некоторые его соратники, друзья, и это помогает найти и узнать что-то новое или уточнить и дополнить уже известное.

Отдавая себе отчет в том, что книга не исчерпывает связанного с Матиссом литературного наследия, я надеюсь, что она окажется полезной всем, кто интересуется жизнью и творчеством замечательного художника, современной культурой Франции, что книга, может быть, побудит к дальнейшим поискам и публикациям документов, которые обогатят наши знания об Анри Матиссе.

Выражаю глубокую благодарность всем, кто оказал помощь в подборе и получении материалов, в том числе работникам многих французских музеев.

Особую признательность приношу секретарю и помощнице А. Матисса Лидии Николаевне Делекторской (Париж), без которой не было бы этой книги.

Моя большая благодарность Н.В. Яворской — первой читательнице рукописи, оказавшей мне неоценимую помощь в работе над сборником.

Е. Георгиевская.


1 Картина была подарена музею в 1958 г. Л.Н. Делекторской.
2 Наиболее важные письма публикуются, как правило, без сокращений, так, как они опубликованы в оригиналах, а там, где сделаны сокращения, указано в примечаниях.

Следующий раздел.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9


Цыганка. 1906

Берег. 1907. Холст, масло. Музей искусства, Базель, Швейцария

Лежащая обнаженная. 1906. Холст, масло.



 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.